"Если человеку слишком тяжело принять тот факт, что его образ жизни ведет к катастрофе планетарного масштаба, отрицание — его способ защиты: эксперты не заслуживают доверия, научные исследования — запутанная мистификация, все это — заговор либералов".
***
"Ни один нефтяник, обуреваемый жаждой наживы, не сможет оставить свои "жидкие деньги" лежать без дела.
***
Невероятное количество активистов — 7 миллионов человек из почти 200 стран — вышли на улицы в рамках молодежной глобальной климатической забастовки. Молодые люди во всем мире осознают, что непропорционально много пагубных последствий начавшегося экологического кризиса ляжет на их плечи и плечи будущих поколений, особенно тех сообществ, которые выделяют меньше всех парниковых газов.
Граждане разных стран, включая Великобританию, Новую Зеландию, Ирландию, Норвегию, Швейцарию, Бельгию, Пакистан, Украину, Индию и Уганду, пытаются заставить правительства обеспечить гражданам достойное будущее, будь то путем прекращения бурения нефтяных скважин или сокращения выбросов.
Мы все рождены в мире, который создан не нами, живем, подчиняясь обычаям и в условиях, установленных предыдущими поколениями, а затем оставляем наследство другим. Проблема климатического кризиса ставит под сомнение само будущее обитаемой планеты.
"Когда такие люди, как я, совершают несколько полетов в год и покупают продукты питания, привезенные из разных стран мира, мы можем быть уверены, что не встретимся с людьми, на которых впоследствии самым серьезным образом отразится наш углеродоёмкий образ жизни. Но разве у нас нет демократических обязательств перед ними? Если мы ожидаем справедливости от наших предшественников, разве у нас нет подобного же долга перед будущими поколениями? Прямо сейчас относительно финансово благополучные люди находятся на пути к тому, чтобы стать плохими предками, теми, кто думает только о себе, здесь и сейчас".
С 1990 года Межправительственная группа экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change) предупреждает, что развитые страны должны радикально прекратить использование ископаемого топлива, что означает сокращение потребления и переход на возобновляемые источники энергии.
Подавляющее большинство людей в богатых странах считает, что угроза климатического кризиса стоит очень остро, и необходимо ее устранить. Определенный контингент граждан, в значительной степени дистанцируясь от последствий своих действий, идет против течения, видит в движении по защите окружающей среды реальную угрозу и находит утешение в отрицании проблемы. Если человеку слишком тяжело принять тот факт, что его образ жизни ведет к катастрофе планетарного масштаба, отрицание — один из способов смягчить когнитивный диссонанс: эксперты не заслуживают доверия, научные исследования — запутанная мистификация, все это — заговор либералов. Отрицание, хотя иногда оно является результатом невежества, также может служить актом самозащиты, последним способом отстоять свои социальные привилегии.
«Люди сейчас проводят крупномасштабный геофизический эксперимент, который не мог бы случиться в прошлом и не может случиться в будущем. В течение нескольких столетий мы возвращаем в атмосферу и океаны тот концентрированный органический углерод, который копился в осадочных породах в течение сотен миллионов лет».
Ископаемое топливо (бензин, который мы заливаем в свои машины, нефтепродукты, которыми мы обогреваем наши дома, ингредиенты, из которых изготавливаются полиэтиленовые пакеты, в которых мы приносим с собой обед) — это продукт фотосинтеза, произошедшего сотни миллионов лет назад. Это сжатое прошлое, геологические остатки некогда живых организмов. Каждый баррель нефти соответствует участку земли и эпохе жизни, сконцентрированные до их состояния эссенции.
Двести лет спустя мы наконец начинаем полностью осознавать последствия сжигания угля в Великобритании XIX века. Атмосферные преобразования, которые мы наблюдаем сейчас, являются следствием деятельности, которую человек вел десятилетия, или даже столетия назад. «Глобальное потепление — это солнце, безжалостно проливающее новый свет на историю, — пишет историк Андреас Мальм (Andreas Malm). — Если мы еще немного потянем время, а потом одним махом уничтожим ископаемую экономику, это все равно бросит тень на далекое будущее: даже когда выбросы сократятся до нуля, уровень моря может продолжать расти в течение многих сотен лет». Течение времени смешалось, и это не укладывается в головах людей, которые живут секунда за секундой, день за днем. Когда оказалась высвобождена огромная энергия угля и нефти, кто тогда мог предсказать, что, сжигая прошлое, мы подвергнем опасности все грядущее?
Выборные должностные лица обычно не склонны предпринимать быстрые шаги даже перед лицом катастрофы.
Они волнуются об ограниченном сроке своих полномочий и стремятся к переизбранию, так что у них есть стимул переложить ответственность на любого, кто придет им на смену. Судебная машина тоже работает медленно. Острая проблема изменения климата требует быстрых и решительных действий, но отсроченный характер последствий приводит к тому, что у большинства чиновников еще меньше поводов для действий. Почему они должны жертвовать своей карьерой ради нерожденных, которые не могут голосовать?
Вялое сопротивление общества переменам усугубляется многочисленными препятствиями, которые возникают из-за корыстных интересов. Ни один крупный нефтяник, обуреваемый жаждой наживы, не сможет оставить жидкие деньги в виде ископаемого топлива лежать без дела.
Уйти от экономики на ископаемом топливе можно будет только в том случае, если в широком спектре секторов государство будет делать масштабные, скоординированные и преобразующие инвестиции.
Нефтяным компаниям было известно об изменении климата и его рисках на протяжении десятилетий, хотя их руководители скрывали эту новость от общественности, тратя миллионы на то, чтобы посеять сомнения и все запутать, но в итоге правда вышла наружу.
Индустрия ископаемого топлива и финансов вместе с продажными чиновниками будут биться до последнего за сохранение текущего положения вещей.
Существует достаточно богатств, которые можно обернуть на пользу общества, а благодаря установлению демократического контроля над финансами деньги, наконец, начнут служить людям, а не наоборот. Решающее значение будет иметь национализация и другие формы общественной собственности на поставщиков энергии и инфраструктуру, но также будет необходим подлинный общественный надзор и контроль. Это радикально демократическая, справедливая и экологическая философия.
***
Власти Ирландии планируют к 2030 году запретить продажи новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.
Об этом говорится в 145-страничном документе Climate Action Plane, опубликованном правительством. Такое решение принято в рамках кампании по сохранению окружающей среды и перехода на возобновляемые источники энергии.
Автомобили с ДВС будут заменены на электрокары.
***
30% мировых запасов природного газа, 13% мировых запасов нефти, а также залежи редких минералов и других ценных ресурсов находятся под ледниками Северного полярного круга. По мере того как из-за роста температур айсберги тают, эти запасы становятся доступнее. Кроме того, открываются новые маршруты для торговли: арктические морские пути могут стать «Суэцким и Панамским каналами XXI века».
Больше всего выгоды из этих перемен извлекут те страны, у которых есть порты в Северном и Балтийском морях, и в первую очередь Россия.
***
Таяние арктических ледников, сильнейшее за полвека наводнение в Венеции, пожары в Калифорнии и Австралии — все это эксперты связывают с изменением климата.
Если за 10 лет страны не сократят выбросы углерода до 45%, таяние ледников, добыча и использование ископаемого топлива усугубят парниковый эффект, что, соответственно, приведет к повышению температуры. Ученые опасаются, что потепление может разрушить экосистемы Земли. При этом они отмечают, что температура будет расти, даже если все страны мира резко прекратят производить углеродные выбросы.
Потепление приведет к полному исчезновению ледяного покрова Гренландии. Таяние льдов приведет к повышению уровня воды, вырастет риск наводнений. Страны, которые располагаются в низинах, такие как Бангладеш или Вьетнам, могут и вовсе исчезнуть.
Отмечается, что за счет повышения влажности усилятся ураганы, для которых теплая вода служит «топливом».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) прогнозирует, что к 2030 году к общему числу смертей прибавятся 121,5 тыс. человек, погибших под влиянием климатических изменений. Ранее эксперты рассказали, что природные катаклизмы в России становятся чаще и продолжительнее, а наводнения в Иркутской области и Сочи, — результат изменения климата.
РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ УРАГАНЫ И СМЕРТЕЛЬНАЯ ЖАРА Через 10 лет
12-09-2024
Спасите блогера из Геленджика!
Содержится в подвале
12.09.2024