Тридцать лет самой крупной техногенной трагедии на железной дороге
Экологическая катастрофа в России
ВЗРЫВ ПОД АШОЙ. ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Тридцать лет назад на территории Челябинской области случилась страшная трагедия.
В ночь с 3 на 4 июня 1989 года на границе Челябинской области и Башкирии под городом Аша в момент встречи и прохождения двух пассажирских поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск произошёл мощный взрыв газа. Этот газ скопился в низине на перегоне Аша – Улу-Теляк Куйбышевской железной дороги на 1710 километре Транссибирской магистрали, достаточно было искры. Гигантский пожар охватил площадь в 250 гектаров. Горели земля и небо, утверждают очевидцы. Это был ад.
Ашинская катастрофа – самая крупная техногенная трагедия на железнодорожном транспорте в ХХ веке. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, от семи из них остались только платформы и остовы. 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.
Многие эксперты считают, что число погибших больше официальных сообщений. Трупы 200 человек не удалось разыскать и идентифицировать, предположительно они полностью сгорели в вагонах. Это объяснение сотрудников центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России. Но вот об этих цифрах мы можем говорить точно: в результате Ашинской железнодорожной катастрофы погибли или умерли от ран 122 жителя Челябинской области, выжили 29 взрослых и 62 ребёнка, обожжённые огнём. Челябинцев среди пострадавших оказалось больше всех… И ещё. Причиной катастрофы стала утечка газобензиновой смеси через микротрещину в трубе продуктопровода, сданного в эксплуатацию за четыре года до трагедии и проложенного в небезопасной близости от железной дороги. Повреждение трубе нанёс ковш экскаватора ещё при строительстве продуктопровода, а разрушение деформированного металла произошло в день трагедии. За сорок минут до встречи поездов взрывная смесь в воздухе достигла опасных концентраций, скопившись в низине. Случайность – поезда на этом участке не должны были встретиться и обычно не встречались, но один из поездов опаздывал из пункта отправления, задержавшись по техническим причинам, а встречный был вынужден остановиться на промежуточной станции для экстренной высадки – у пассажирки прямо в вагоне начались роды. От искры на пантографе или на рельсах, а может, от брошенной сигареты, смесь газа взорвалась… Катастрофу можно было предупредить – о запахе газа говорили друг другу и диспетчеру на станции машинисты других поездов, прошедших через 1710 километр незадолго до свидания двух «южан». Но о принятии мер не успели распорядиться...
Для чего нам это нужно сегодня, спросите вы? Чтобы такая трагедия не повторилась никогда.