ФОТОГРАФФИИ КОРЧАГИН И ЛЮБОВЬ К ИРЛАНДИИ
В хорошем ирландском фильме убитая горем девушка упивается чтением писем и указаний, оставленных ей умершим другом. Она посещает Ирландию, где произошла их встреча, и ходит по местам, помеченным ее возлюбленным. Ирландец Клайв Стейплз Льюиз ("Хроники Нарнии", НЕ "Алиса"!), потерявший горячо любимую жену, весьма вероятно, тут же осуществил бы-таки свой суицид, прочитав подобные послания от неё. Прошедший путь от полного безверия до живого общения с Провидением, Льюис утратой жены был доведен до отчаяния: полностью разочаровался в жизни и не видел смысла в дальнейшем существовании. Не мог ходить по местам, где проводил время с женой, видеть ее фотографии. Воспоминания о любимом человеке доводили бывшего богослова и ревнителя веры до полного безумия.
Точно так картина строительства жизни согласно методик фильма "Секрет" соотносится, например, с линией действий Павки Корчагина из знаменитой автобиографии Николая Островского. Целью жизни этого революционера и борца с буржуазным злом стала подготовка идеального развития для своей страны. Он совсем не стремился к славе и высоким постам, но просто горел огнем, был трудоголиком до фанатизма и никак не мог иначе. В итоге, к 26-ти годам этот самоотверженный строитель лучшего будущего оказался в постели, совершенно ослепшим и полностью обездвиженным.
Но и это не сломило Корчагина. Он продолжил "боевые действия" с помощью печатного слова. Окончательно парализованный, мечтал любой ценой вернуться в строй. И осуществил задуманное посредством написания книги, излагающей революционное понимание жизни.
Нельзя сказать, что создатели паранаучной "Тайны" (фильм "Секрет") предлагают свое собственное видение целей человеческого существования. Знание "Секрета" дает в руки любому мыслящему существу методику, несколько методов, используя которые, каждый индивид способен прийти к своей мечте, прийти спокойно и целенаправленно, не без усилий, разумеется. Здоровье ближних, собственное благополучие, достижение узко личных целей - лишь возможные задачи, упоминаемые в силу их наибольшей популярности среди обывателей. Но "мишень" может быть выбрана любая. Важно идти к ней, отбрасывая по пути все "ненужное".
И в этом смысле Павел Корчагин интуитивно владел "секретом" с самого начала. Он достиг своего идеала: "Прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Чем же отличается мир, предлагаемый псевдодокументалистами "Секрета", от картины жизни, которую условно называют "корчагинской", то есть в данном контексте - "другой", которой редко следует большинство?
Вполне возможно, дело не в том, что "корчагинцы" назовут методики "Секрета" "приторной сказочкой империализма", а теорию об "антропном принципе" - "упадничеством", "мелко-буржуазным чистоплюйством", "мещанством" и "моральной деградацией".
В романе Эриха Марии Ремарка "Три товарища" показано, что абсолютно всем землянам нужна идеология просто для того, чтобы жить. В одной из заключительных сцен политики и хироманты совершенно одинаково пленяют сердца людей. Каждый из них вещает о светлом и счастливом будущем. Одному из троих товарищей такой пророк обещает долгую жизнь, верную жену и розовощеких детей. Но "счастливчик" тут же погибает от случайной пули, при выходе на улицу! Любимая девушка другого умирает несмотря на всю ее и его веру в исцеление от неизлечимой болезни.
Не только сложно, но практически невозможно запрограммировать живую жизнь. 19-летний парень весел и остроумен, его обожают друзья, он смотрит "Секрет", становится задумчивым и кончает с собой. Скорее всего, обстоятельства просто совпали, и подобное могло бы произойти с пареньком и после просмотра любого другого зрелища (он псих!)
Неуверенность в собственных силах, в том, что ты в состоянии добиться тех благ, которые вполне осязаемо представлены другими, настоящими счастливчиками. А добиться хочется, потому что другие-то ухватили удачу за хвост! Значит ты - хуже их, а, возможно, и хуже тех, кто рядом с тобой, кто живет себе припеваючи, а значит вполне счастлив, сумел стать счастливым, а ты не обладаешь силой, не знаешь "мест". Ты - тряпка, тебе нет места среди "благополучного" мира, а "неблагополучным" ты быть не желаешь.
Когда Павел Корчагин, проделав немало титанической работы над собой, над собственными страхами и слабостями, после войны и труда, оказался прикованным к постели, абсолютно слепым, он имел в своем распоряжении только ясную голову и желание победить смерть. Он сам придумал картонный трафарет ("транспарант"), с помощью которого неверной рукой выводил свои буквы. Буквы складывались в слова, слова в предложения, из предложений мало-помалу выходила книга. Это явилось главной победой Корчагина. Его идеи о коммунистическом строительстве оказались ложными, как любые представления, не основанные на "человеческом факторе" (и снова "антропный"!). Но победа разума и силы над смертью и разрушением продемонстрирована Островским со всей очевидностью.
Примерно то самое хотели представить и создатели "Секрета" на примере самовосстановления человека после авиакатастрофы. Его цель, мечта - жить, выжить во что бы то ни стало. Но для чего? Для того, чтобы... жить.
Павел Корчагин: "Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее".
Почему после прочтения книги Островского становится ясно и хорошо на душе (несмотря на то, что от руки Павки гибли "враги коммунизма"), а после просмотра идиллии "Секрет" - тоже вполне себе благополучно и радостно, но только немножко гаденько, немножко стыдно где-то глубоко-глубоко, но главное - то, что об этом "гаденько" не хочется никому рассказывать, так как, руководствуясь идеей картины, ты тут же будешь признан "неудачником", "слабаком", и именно первый и обвинишь себя в этом.
У Павла Корчагина в голове существовала благородная идея помощи ближним. Но неужели персонажи "Секрет" таким намерением не руководствовались? А барышня из "P.S. Я люблю тебя" хотела только побродить по местам в Ирландии, где бывал её друг? Но после льюисовских исследований скорби (A Grief Observed, 1961) довольно далеко в подсознание могут отойти изумрудные тона страданий юной пастушки. (Американки!)
Напротив, некоторыми безнадёжно отставшими от свежих (и не очень) тенденций гражданами вдруг овладевает стойкое желание увидеть, наконец, (только для очистки совести) "Малышку на миллион" ирландца Клинта Иствуда, прочесть (пардон) "Собор Парижской Богоматери" или (да, все знают наизусть) Теорию относительности относительно странного старика Эйнштейна. Если останется время после посещения Ирландии.
"Пётр и Патрик", 10.03.2013