"Хороший человек может преодолеть в себе чувство страха, свою физиологию, но может дрогнуть, если угроза очень страшная", "Белые одежды", Вл. Дудинцев.
Трофим Денисович Лысенко руководил советскими урожаями в сталинские времена.
Не имея глубоких познаний в ботанике и особых талантов в этой области, он обладал даром убеждения и стремился угодить вождю всеми возможными способами.
СССР требовались высокие сборы картофеля. Лысенко предложил сажать зёрна заранее. Но клубни гнили прямо в земле. Тогда он приказал закапывать посевы глубже, но гниение только усилилось. Картофель был болен и нуждался в лечении от вирусов. Но такая причина затормозила бы передовые показатели, ведь на бумаге выходило, что Трофим Денисович Лысенко - стахановец по урожаям зерновых.
Он взялся вывести более ранний и более урожайный сорт пшеницы, отчитался перед Сталиным, что поставленную задачу выполнил. А новый сорт получился болезненным и чахлым, так как срок его выведения был слишком коротким, а методы - примитивными и недостаточными.
Большое подспорье в своём движении вверх по карьерной лестнице Лысенко нашёл в учении философа и зоолога 18 века Жана Батиста Ламарка.
На развитие любого организма можно повлиять извне. Измени жизнь животного,
растения, заставь его совершенствоваться, давать обильный урожай, и оно передаст приобретённые признаки своим потомкам.
Лысенко стал делать прививки опытным растениям для получения новых передовых видов. Но в следующем поколении рождались нежизнеспособные химеры, подобные зверо-людям ("manimals") с острова доктора Моро Уэллса.
Австриец
Мендель, американец
Морган и немец
Вейсман в 19 веке
заложили основы современной генетики. За наследование свойств организма отвечает ген.
Ген находится в молекуле дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и передаёт родительские признаки детям. Для того, чтобы ребёнок заполучил приобретённые родителями качества, информация об этих приобретениях должна быть заложена в генах.
Часть советских учёных, во главе с Николаем Ивановичем Вавиловым, встала на
позиции мировой генетики. Руководителю Советского Союза Иосифу
Сталину это не понравилось.
Лысенко в биологии представлял "материалистическую" идеологию вождя СССР, Вавилов и прочие "морганисты-вейсманисты" - "метафизику" враждебных СССР капиталистических держав.
"К сожалению, генетика, как и эволюция, не подвластна даже наркому" (Вавилов).
Вавилов был для Сталина чистоплюем-интеллигентом, "академиком". Лысенко - малообразованным крестьянином, душою болеющим за народные урожаи. В речи, обращённой к товарищу Сталину, Лысенко сказал, что простые колхозники ударным трудом дают советской науке больше, чем все учёные академики вместе взятые! Сталин захлопал и бросил оратору: "Браво, товарищ Лысенко, браво!".
Лысенко: "В нашем Советском Союзе, товарищи, люди не родятся, родятся
организмы, а люди у нас делаются - трактористы, мотористы, механики, академики, учёные и так далее. И вот один из таких сделанных людей - я. Я не родился человеком, я сделался человеком".
У Трофима
Лысенко не было времени и способностей заниматься научными исследованиями. Он так и говорил, что
законы Менделя явились бы помехой в его работе по улучшению хлебных злаков. "Нам не нужны лекции какого-то монаха!" (фильм "Николай Вавилов").
Если Советский Союз нуждается в хлебе, природу нужно переделать: изо ржи выращивать пшеницу, а из пшеницы - рожь и ячмень. С помощью современной техники увеличить урожаи втрое и впятеро. Необходимо было оправдывать Сталинские премии.
Николай Вавилов хотел , чтобы ему не мешали работать на благо отечественной
науки. Он изъездил весь мир с целью выяснения, где какое растение родилось и где что пригодно сажать. Он выступал на конгрессе в Берлине. Научная конференция в Риме наградила Вавилова золотой медалью и приняла его систему за ключ к своей дальнейшей деятельности. В это время в СССР его выгнали из родного института за излишний "академизм".
Вавилов: "Развёртывая исследовательскую работу, в настоящее время приходится учитывать запросы и сегодняшнего, и завтрашнего дня. Эти широкие задачи пугают "людей в футляре", но они соответствуют по масштабу социалистической реконструкции, проводимой в советской стране".
Вавилов: "Высокое административное положение Т. Д. Лысенко, его нетерпимость, малая культурность приводят к внедрению его, для подавляющего большинства знающих эту область, весьма сомнительных идей, близких к уже изжитым наукой (ламаркизм)".
При встрече с Лысенко Вавилов заявил: "Из-за Вашей деятельности нашу страну
обогнали по многим вопросам на западе".
При встрече с Вавиловым Сталин спросил: " Ну что, гражданин Вавилов, так и будете заниматься цветочками, лепесточками, василёчками и другими ботаническими финтифлюшками? А кто будет заниматься повышением урожайности сельскохозяйственных культур?“.
Вавилова, как и многих учёных и деятелей культуры в Советском Союзе, арестовали за "антисоветскую деятельность". В течение года подвергали ночным допросам и пыткам, приговорили к расстрелу, заменили на лагерь НКВД. Через полгода Вавилов скончался.
В ходе своих путешествий Николай Вавилов установил, что растения на Земле родились не сразу везде, а в определённых центрах, и природные условия родины данного вида оптимальны для его развития.
Но ещё более следует обращать внимание на внутренние особенности каждого организма, его генетический ряд, и использовать наследственные возможности для производства жизнеспособных сортов.
Пётр и Патрик,
17/07/2011
ИРЛАНДСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР: В ЦЕНТРЕ ОГНЯ -
подписка
25-08-2015 Людмила Васильевна Иванова
Из писем Вавилова жене:
"Прочти, пожалуйста, биографию Микеланджело, написанную Роменом Ролланом: когда бывают неприятности в жизни, я всегда вспоминаю, как он тащил мрамор с Апеннин и, будучи полуизгнанником, в болезни, высекал то, что до сих пор ещё никто не превзошёл".
"Я действительно верю в науку, и я готов отдать жизнь хоть ради самого малого в науке"...