Соборность или корпоративность?
С 30 января по 04 февраля 2006 года в Москве прошли XIV Рождественские образовательные чтения. В секции "Церковь и культура" должен был прозвучать доклад прот. Павла Адельгейма, посвященный подробному рассмотрению догматического определения Церкви. Однако архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий не дал своего разрешения на поездку о. Павла в Москву, и доклад так и не был прочитан. Мы публикуем одну из глав доклада, а также его заключение. Надеемся, что со временем доклад будет опубликован полностью.
ОРГАН СОБОРНОСТИ И ЕДИНСТВА
Евхаристическое собрание на все времена остаётся семенем соборности и единства, которое прорастает и приносит плоды. Своё эмпирическое осуществление соборность находит в особом органе, выражающем это свойство. На греческом языке его называют «синодом», а на русском языке «собором». Церковные соборы, имевшие место в истории древней Церкви, позднее получили названия «Вселенских» и «Поместных». В допетровской Руси церковные соборы собирали для рассмотрения церковных проблем: богослужебных текстов, обрядовых споров, преодоления ересей. Церковные соборы на Руси не следует смешивать с её Земскими соборами.
«Архиерейские» соборы учреждены в России после Второй мировой войны. С формальной стороны церковные соборы различаются эпохой и составом. Название «Архиерейский» говорит само за себя. В этом соборе могут участвовать только архиереи. Одни считают это недостатком, а другие – достоинством Архиерейского собора. В клерикальной экклезиологии, где единство церкви определяется единством епископата, Архиерейский собор выражает принцип церковного единства. Соборность Церкви может выразить только церковный собор, в котором принимает участие иерархическая полнота: епископы, клирики, иноки и лаики. Рецепция соборных решений выпала из церковной традиции в связи с централизованным назначением епископов, в котором не участвуют клирики и лаики епархии.
В древней Церкви епископ был представителем своей Церкви на соборах. Он говорил о церковных проблемах от её имени. Его суждение не было частным мнением. Он доносил до отцов собора голос своей общины. Традиция изменилась до противоположной, ограничив собор репрезентативным правом.
В новой традиции епископ представляет власть Патриарха и Священного Синода в своей епархии. Он уезжает на церковный собор без епархиального обсуждения. Обсудив со всеми епископами страны церковные проблемы, он привозит в свою епархию принятые решения. Соборные решения не подлежат обсуждению на епархиальном уровне. В посягательстве на их обсуждение церковная власть усматривает неповиновение начальству.
Техническое название sunodoj впервые применил Евсевий Кессарийский в связи с «пасхальными спорами». Собор собирается не для того, чтобы «договориться», а чтобы выразить волю Божию. Этой предпосылкой церковная традиция обосновывает оценку состава и церковности собора.
Соборы 1-2 века совпадали по форме с церковным собранием общины. Совпадение нарушилось, когда очертания конкретных общин потеряли кафолический рельеф, вписавшись во вселенскую юрисдикцию. Церковная община оказалась неправомочна обсуждать догматы. Кафолические вопросы обсуждала вселенская церковь, в которой полноту власти получили епископы. Церковное сознание продолжало видеть в соборах собрание Церкви, а не только епископов. Для свят. Киприана епископское собрание без пресвитериума и народа не было церковным, ибо не только «церковь в епископе, но и епископ в церкви». Собрание епископов происходило вместе со всей общиной, в которой происходило их совещание. Собором стало церковное собрание конкретной общины, усиленное приглашением епископов из других общин. Такой состав подтверждают свидетельства свят. Дионисия Александрийского, еп. Фирмилиана Кесарийского и термин sunodoj twn adelfwn (собрание братьев), что означает «всех членов церкви».
Позднее понятие «синод» трансформировалось. Греческим словом «синод» в настоящее время обозначается административный орган РПЦ из 7-10 архиереев, постоянно действующий при патриархе. Архиерейский собор можно рассматривать как расширенный орган исполнительной власти, периодически собирающийся для решения текущих вопросов церковной практики. Разумеется, если рассматривать собор как расширенное заседание Синода, в нём незачем участвовать клирикам и мирянам. Если за Истину мы принимаем доктрину, предписанную иерархией, нет нужды собирать мирян и клириков для её обсуждения. Указы Святейшего Патриарха или епархиального епископа мы не обсуждаем. Мы подчиняемся этим Указам. В таком случае прав епископ Марк (Головков): «заседания Архиерейского Собора носят закрытый характер. Итоговые документы и постановления Собора будут опубликованы». Такой взгляд обесценивает внутреннюю достоверность истины. Хранителем истины всегда признавалась полнота Тела Христова, а не часть. Предание, выражающее веру церковной полноты, нельзя заменить механическим подчинением церковной дисциплине.
Если между епископами и народом отношения формальные, обсуждение невозможно: уровень разный. Собор обращается в орган представительной власти. Мы подчиняемся власти не потому, что её авторитет является гарантией Истины, а потому, что он является гарантией порядка. Собор превращается в структуру административной власти, состав которой она сама определяет своим Уставом. Собор, всегда понимавшийся Церковью в качестве органа познания божественной истины, не следует ограничивать репрезентативным правом.
Все церковные собрания имеют евхаристическую природу и различаются только кругом рассматриваемых вопросов. Поэтому собор можно рассматривать как выражение взаимной любви церковных общин. Союзом любви связана вся церковь. Евхаристия одних епископов без клира и народа невозможна. Kafolikhn выражает тайну собрания – musthrion thj sunaxewj – «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Вопрос не в том, следует ли подчиняться Истине. Вопрос – как определить Истину? Является ли Истиной решение патриарха и Архиерейского собора в силу их иерархического авторитета? В качестве представительного органа такой собор выражает формальное единство церкви. Соборность церкви может выразить только Церковный собор, в котором представлены все степени иерархического уклада церкви. Соборность не демократия. Демократия стремится осуществить максимум справедливости в обществе, ищущем свободы и равноправия. Соборность выражает истину и любовь свободных личностей, сознающих своё единство в церкви и ожидающих откровения Святого Духа.
«Соборность нередко смешивают с апостольством Церкви, рассматривая универсальность учения в качестве иерархического предписания. Тогда истина теряет силу внутренней достоверности, и Предание, охраняемое каждым, заменяется подчинением внешнему принципу. Соборная истина, хранимая всеми, обладает внутренней достоверностью, большей или меньшей для каждого, в той мере, в какой он действительно является членом Церкви».
В истории церкви собор не всегда выражал истину. Как отражается состав собора на принятых решениях? Административный орган, как правило, находится в зависимости от политических интересов и общественного мнения. Национальная, социальная или профессиональная среда могут оказаться под влиянием корпоративных интересов. Возникает сомнение: что выражает Архиерейский собор? Вселенскую Истину или корпоративные интересы иерархов?
Условия, при которых Истина открывается Церкви, являются проблемой, порождающей споры о составе собора.
1. Или Истина открывается всей полноте Церкви Духом Святым через кого Он благоволит. Так были приняты решения Апостольского Собора. «Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили…». Соборность выражает не численность собравшихся, а участие Святого Духа в собрании как способ познания божественной истины и способность Церкви внимать ей. Качество Истины и способ её познания обозначены заключением Апостольского собора: «изволися Духу Святому и нам».
2. Или Истину в Церкви выражает консенсус архиереев, которые собираются на Архиерейский Собор. «Архиерейские Соборы являются как раз той нормой церковной жизни, которая существует неизменно на протяжении уже двух тысячелетий» – считает еп. Марк (Головков).
В. Лосский называет соборность «качеством богооткровенной истины, дарованной Церкви. Можно сказать ещё точнее: это свойственный Церкви способ познания истины, благодаря которому истина становится достоверной для всей Церкви, - и для Церкви в целом, и для каждой из её малейших частиц. Потому обязанность защищать истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине, хотя епископы ответственны за неё в первую очередь в силу принадлежащей им власти».
Увы!
Мы жаждем и надежды лишены
Данте
В Церкви невозможен ни бунт, ни переворот. Снизу ничего изменить нельзя. Сверху тоже ничего не изменится, поскольку РПЦ отказалась от контролирующей власти, принятой Поместным собором 1917-18 гг. Что делать, если епископ не отвечает качествам, которые апостол считает необходимыми?
В сером подряснике с кожаным поясом, владыка Антоний (Блум) выглядел стройным и подвижным, несмотря на свои 80 лет. Гостям из России он никогда не отказывал в приёме. Мы беседовали в Лондонском соборе, приобретённом у англиканской общины и оборудованном под православный храм. Меня интересовал вопрос, как осуществить соборность в епархии, где имеется только один значащий голос – правящего архиерея. Я задал этот вопрос Владыке. Он ответил:
– Климат в епархии, конечно, зависит от архиерея и его установки. Епископа надо слушать. Иногда епископ тоже бывает прав.
– Святитель Киприан пишет, что никогда не принимал ответственных решений без своего пресвитериума. Он считал необходимым советоваться с клиром.
Устав РПЦ учредил органы, состоящие из клириков и мирян для содействия епископу в управлении епархией. На практике эти органы не влияют на епархиальную жизнь.
– Епископ должен хранить традиции и прислушиваться к голосу клира и мирян. Однажды ко мне подошла прихожанка и сказала: «Владыка, перестаньте говорить проповеди. Они надоели. Вы повторяетесь, как заезженная пластинка». Задумавшись над её словами, я замолчал. Двухлетнее молчание оказалось полезным. Произошла переоценка. Я заговорил по-новому. К прихожанам следует прислушиваться, они тоже бывают правы.
Я сказал:
– В России нельзя представить себе подобный разговор. Такая простота отношений кажется нам невероятной. А как быть, если епископ не прислушивается?
Владыка подумал и вдруг озадачил меня:
– А своего епископа надо воспитывать.
– ? !!!
Беседа состоялась летом в 2000 году, когда атаки епископа поставили меня на краю пропасти. Он лишил меня двух храмов, под ударом были инвалидный приют и школа регентов, свечное производство, которое нас кормило. Со дня на день я ожидал беспричинного запрещения, обычного в епархиальной практике…
Сперва ответ владыки Антония показался мне неосуществимым. Позднее я осознал правду его слов. «Воспитание» означает общение и ответственность. Мать воспитывает своё дитя, но вчерашняя девушка осознаёт себя матерью, только родив ребёнка. Год назад она бы убежала от зарычавшей собаки. Теперь она не убежит. Она думает не о себе. Она будет защищать дитя от опасности. Воспитание не следует понимать как формальную власть, но как общение и любовь, необходимые обеим сторонам. Мы говорим «мать воспитывает ребёнка». Ребёнок воспитывает мать в не меньшей мере. Воспитание не бывает односторонним. К сожалению, в отличие от общения с епископом, где отсутствует обратная связь. И всё же, капля долбит камень.
Не обольщаюсь надеждой на убедительность моих слов. Облечённая в слова, Истина сама устроит свою судьбу. Ничего нового я не сказал. Лишь напомнил о вере, которую всегда содержала Церковь. Надеюсь, что своим свидетельством исполняю служение, к которому призван служитель Слова.
Прот. Павел Адельгейм
газета "Кифа" №4 (42) февраль 2006 года
Павел XXI века