Сегодня мы собрались положить основание нового дома. В таинстве венчания рождается новая семья. Перед мужем и женой стоит ответственная задача построить эту семью. В русских сказках жениху и невесте приходится бороться за свою любовь с коварством и силой зла. Их любовные приключения обычно заканчиваются брачным пиром: «и я там был, мёд, пиво пил…». Сказки оставляют впечатление, что все трудности миновали. Брачный пир полагает начало безпроблемной радости брака. Это впечатление развеивают анекдоты. Они высмеивают лубочную картинку и напоминают о несовершенстве человека. Потакая своим слабостям, человек рубит сук, на котором сидит. Это выглядит смешно. Увы! Счастье брака человек часто обращает в трагедию собственной судьбы. Об этом следует помнить, закладывая фундамент семьи, чтобы в конце пути не пришлось с горечью сказать: «А счастье было так возможно!»
Задачу брака можно понять по-разному. Одни находят задачу брака в рождении детей. Очевидно, что к этой задаче брак не сводится. Рождаются дети – увы! часто, - вне брака. Другие указывают задачу семьи в воспитании детей. Увы, воспитание детей нередко тоже происходит вне семьи. Задача семьи не ограничена рождением и воспитанием детей. Третьи видят в семье общее хозяйство - залог житейского благополучия. Но семья и к третьей задаче не сводится. Между семьей и благополучием нет причинно-следственной связи. Все три задачи связаны с браком, но смысла брака не выражают. Наоборот, сами они только в браке обретают смысл. Христианское понятие брака не исключает указанных задач. Их приходится осуществлять в каждой семье. Если человек ограничивает строительство семьи только этими задачами, беда его не в том, что он понимает задачу брака неверно. Он понимает задачу верно. Беда его в том, что он понимает задачу брака слишком поверхностно.
Задача христианского брака должна быть понята из божественного замысла о человеке. Замысел Божий открывается в книге Бытия, как онтологическая антиномия целого и части, завершённости и незавершённости человека:
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их "/Быт.1, 27/. Человеческая личность несёт в себе целостный образ Божий. Каждое "Я" обладает всей полнотой человеческой природы. Человек является не частью, а целым. Он осознаёт себя как «Тело» – «Целое». Антиномия заключается в том, что "Целое" несёт в себе онтологическую разделённость мужского и женского. Мужчина – личность, осознающая себя как единое целое. Женщина – личность, осознающая себя как единое целое. Такое сознание цельности имеет под собой онтологическое основание: единство и единственность образа Божия, запечатлевшего личность.
Но каждый мужчина и каждая женщина в тоже время осознаёт себя как "пол", т.е. половиной, частью человеческого бытия. Часть не есть целое. Эта онтологическая антиномия не только переживается каждым человеком, но опирается на объективное свидетельство Откровения.
Человек может осознавать себя как целое и хранить эту цельность – свое «Тело». Тогда ему приходится отвергнуть пол, отказаться от восполнения мужского начала женским. Такое сохранение своей целостности называют целомудрием. Апостолы ужаснулись ответственности брака. «Говорят Ему ученики: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают это слово, но кому дано. Кто может вместить, да вместит»(Мф.19, 10-11). Так монах отказывается от восполнения ради хранения целостности во образ Иисуса Христа.
Брак осуществляет выбор другой возможности: «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2, 18). В браке человек отказывается от своей замкнутой целостности, жертвует своей завершённостью, становится частью двуединства, соединяя онтологически разделённое в новую целостность во образ Христа и Церкви. Выбор неизбежен. В обоих случаях приходится жертвовать. Кому «дано вместить», тот хранит свою девственность, отказываясь от восполнения. Кому не дано, тот восполняет свой «пол» другой «половиной». Он отказывается от своей целостности, смиряется, становится частью и обретает в другом, свою полноту.
Тогда рождается двучастное единство мужа и жены, которое называют браком: "И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному: сотворим ему помощника по нему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то месть плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женой, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью» (Быт. 2, 18-24). Приводя последние слова, Христос добавляет: «то, что Бог соединил, человек да, не разлучает" (Мф.19, 6). Смысл христианского брака соединить две половины в целостное единство. В одной из ранних христианских книг "Учение 12 апостолов" говорится: "царство Божие уже пришло, когда двое уже не двое, а одно". На русском языке такое единство называют "счастьем". Молодым обычно желают "счастья" от слова "часть", "со-часть", "соучастие". Слова "Будьте счастливы" означают буквально "будьте едины" или "будьте всегда вместе".
2009
О. Павел Адельгейм о семье
12-09-2024
Спасите блогера из Геленджика!
Содержится в подвале
12.09.2024