Сообщество Peter & Patrik
"Пётр и Патрик"
Телефон"У нас есть свобода, но не осталось времени" Dolores ORiordan
E-mailpeterpatrick@mail.ru
ПоискПоиск по сайту
  ПРОПАЛ РЕБЁНОК!!! В эпицентре огня
богословие богословие - деятельная любовь - крушение мечты
Сегодня - 22 декабря 2024, Воскресенье
Ваш выбор
Вход:
Имя:
Пароль:
 
Регистрация
Погода:
Курсы валют:

Последние обновления:
статьи
Светлый человек
Увеличение насилия 02.06.2024
Христианин в будничной жизни
Дмитрий Яковлевич Ивлиев 20.04.2024
галерея
наши корреспонденты
БУКАШКИ
21.07.2023

деятельная любовь - крушение мечты


Николай Фёдоров

       Посвящаю моему отцу Кушниру С.С..

 
"Основное занятие человека не должно состоять в исполнении определенной функции в общественном организме. В таком обществе (по типу организма) знание становится достоянием одних, меньшинства, а дело, работа - уделом других, большинства. Но христиане должны стать миссионерами нового объединения не по типу организма, а по образу Триединого Бога, при котором знание необходимо принадлежит всем, так как основано на любви". Николай Фёдоров.
 
 
Cложилось определённое отношение к идеям русского мыслителя Николая Федорова.  Христианское общество, в большинстве своём, считает Фёдорова магом и еретиком. Ученые философы - заблудшим богословом, фанатиком, масоном, да и примитивным утопистом.  Лженаучные статьи о "воскрешении трупов" пугают мирных обывателей, а некоторых вовлекают в сети мошенников ("Дело Грабового"). Рассказы о спекуляции людским горем ещё более ужасают общественное мнение и уничтожают всякую возможность изучения настоящих трудов Николая Николаевича Фёдорова. А труд его прост и сводится к длительному, неустанному общему делу по реорганизации мира по типу отношений в Святой Троице. 
Свобода, равенство и братство? Да, но по Божественному Образцу.
 
"Ни одна идея Николая Федорова не подвергается такой опасности лжеистолкования, искажения, вульгаризации, как этот головокружительный смелый его проект", - писал о. Сергий Булгаков  о федоровской идее регуляции природы. "Особенно велика опасность истолковать религиозную идею Н.Ф. в духе современных научных позитивистов a la Мечников и религиозный идеал превратить в невыносимую пошлость". И, действительно, впоследствии в Советском Союзе пытались осуществить федоровскую идею о единстве знания и действия. Были задействованы все: "и ученые и неученые".  Имя Федорова никогда не упоминалось,  но его конкретные предложения по регуляции природы принимались во внимание (борьба с засухой, план использования водных путей СССР). Речь шла даже об "отеплении" Сибири с помощью изменения течения Гольфстрима и отводе полярных айсбергов к берегам Англии для замораживания капиталистической державы (Н.О.Лосский. История русской философии. М. "Cов. писатель". 1991, стр. 89-90). Но Федоров предупреждал: "Ни всеобщее обогащение, ни всеобщее обеднение не могут быть целью, давать смысл жизни, т.к. то и другое приводят к смерти". Общество же по образу Троицы не нуждается во внешнем принуждении. Оно связуется душевной силой, взаимознанием.
 
Верующие обвиняли Федорова в "естественном магизме", некромантии, "духоумалении". "Вместо того, чтобы понять Богочеловеческое как неслиянное и нераздельное, он утверждает человеческое по преимуществу", - писал о Федорове православный богослов (С.А.Голованенко. Рецензия. "Богословск. вестник". 1913. Декабрь, стр. 839). "Умиротворенный вселенской любовью природный чувственный мир и есть Царство Божие. По Евангелию же, Царство Сына Божия, как царство духовное, не от мира сего и, вместе с тем, оно царство просветленного облагодатствованного мира сего: оно царство небесно-земное". Русские православные богословы - о.Георгий Флоровский, о.Василий Зеньковский - писали о "просвещенческой" вере Федорова в преображающую силу человеческого разума, что достаточно людям объединиться для "Общего Дела" и само это дело устранит "зависть, ненависть и гнев,  собирание богатства и расточение его". Зло, по Н.Ф., - просто смешение естественных начал жизни, которое произошло по вине человека.  После Вочеловечения и Воскресения Христа homo sapiens предоставлены все возможности для воссоединения с Ним. Через восстановление мира, воскрешение предков уничтожается грех, то есть вражда, и человек достигает бессмертия.
 
Фёдоров действительно был "естественником": он считал, что стоит человечеству сплотиться для святого общего дела, и семена зла, посеянные тем, древним искусителем, исчезнут без следа в благом деле воскрешения близких. Успех гарантирован, потому что пример явил Сам Христос (воскрешение Лазаря). Рациональный подход к сфере духовной жизни продолжает доказывать свою несостоятельность на протяжении всей мировой истории: откусить от яблока познания, построить башню, сжечь еретика, избавиться от евреев, взорвать неверных, устроить социальное равенство, истребить безграмотность, поставить свечку - и наступит земной рай. Эту манеру мечтания развенчал Достоевский ("Сон смешного человека"), но... он же писал о деятельной любви (старец Зосима в "Братьях Карамазовых"). Христос говорит: ''Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит'' (Ин 14.12; "The person who believes in Me will do the works that I am doing" (John 14, 12)). Он призывает свои церкви к труду и обвиняет Лаодикию: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч" (Откр 3,15; "You are neither cold nor hot" (Revelation 3, 15)).
 
Главным делом Христа на земле, примером деятельности для людей Фёдоров считает воскресение по типу воскрешения Лазаря. Человек призван не к сиюминутному "воскрешению трупов", не к спекуляции на божественной миссии, а к постепенному целенаправленному и общему для всего человечества делу по преобразованию природных процессов, к активному участию в мировом космогенезе.
Человек никогда не мог примириться с явлением смерти в мире.  Свою смерть мы узнаем в смерти своих отцов.  Первая молитва к Высшему Существу была об умерших.  Современный мир забыл, что каждый человек - прежде всего ''сын умершего отца''. Вера в загробную жизнь отцов была убита еще в древнем мире,  но вновь проявилась в христианском учении о воскресении. ''Только кабинетная ученость могла превратить искупление от смерти, воскресение в метафору, в какое-то духовное воскресение'' (Н.Ф. Федоров. Сочинения, ''Раритет'',  М,  1994, стр. 57).
 
 Воскресение не должно быть чисто духовным, оторванным от жизни, предметом созерцания отдельных богословов. Оно должно стать делом жизни каждого человека, и не только  христианина!
Недостаточно только пропеть ''вечную память'' нашим близким или, хуже того,  стать бесстрастным светстким историком, не верящим ни в живых отцов, ни в живого Бога, ставящим себя выше тех, кому мы обязаны жизнью.
 
Прогресс, дальнейшее совершенствование природы и человека невозможны без исполнения долга по отношению ко всем предшествующим поколениям. Для того, чтобы преобразовывать мир и себя, человек прежде всего должен быть нравственным, а высшим выражением нравственности, по Федорову,  является дело воскрешения  -  проявление деятельной любви к умершим близким. В этом он видел смысл религии.
 
Другой пример учения о деятельной любви мы наблюдаем в трудах французского богослова о. Пьера Тейара де Шардена. Он утверждал, что ''религию можно было понимать как простое утешение, как ''опиум''. На самом же деле ее подлинной задачей является поддержка и пробуждение прогресса жизни''. 
"Ни один человек и мизинцем не пошевелил бы ради самой пустячной работы, если бы им не двигало более или менее смутное убеждение, что хотя бы в самой малой степени он трудится над возведением чего-то Окончательного, то есть над осуществлением Твоего замысла, Господи" ("Божественная среда", стр.16, Москва, Renaissance, 1992). 
Физическую смерть Тейар де Шарден видит, как необходимую кульминацию развития тварного мира через освобождение от всего тленного, для восстановления целостности человека и вселенной. Николай Федоров убеждён, что человечеству дана способность избежать стадии смерти путём созидания своего организма по примеру Христа и воскрешения ближних, как это сделал Христос по отношению к Лазарю. 
Научившись управлять земными природными процессами (''метеорическая регуляция"), человечество сможет объединить все разрозненные миры вселенной (''космическая регуляция''); в совершенстве овладев законами внешнего мира, оно сможет управлять и собственным организмом, а также исполнит главную заповедь - воскресит всех умерших лазарей, как Христос воскресил Лазаря. 
Объединенный во всеобщем деле воскрешения близких, воодушевленный примером Бога Христа - Воскресшего и Воскресителя - род человеческий сможет достичь родственного единства по образу отношений внутри Божественной Троицы. 
Христианство не спасло мир вполне, потому что не было и усвоено вполне, оно не совершенно еще ни по объему, ни по содержанию. 
Сущность Христова дела на земле в том, что Он Собственными делами (исцеление больных,  чудеса над природой, воскрешение Лазаря, Собственное Воскресение) показал, на что способен мир, в котором явлена тайна и сила Богочеловечества. 
"В деле всеобщего воскрешения должны объединиться все "сыны и дочери" всех рас и национальностей, верующие и неверующие. Настоящее счастье невозможно при существовании смерти. Только полное всеобщее возвращение жизни может дать смысл человеческому существованию. Для верующих участие в Общем деле станет исполнением воли Божией, а неверующие смогут освободиться от рабства слепой силе. Всех объединил бы долг воскрешения своих предков. Начало же всеобщего родства, "не обезличивая наций и рас, соединило бы их в одну семью; не вдаваясь в дебри религиозной полемики, оно обнаружило бы родство в основе всех религий. По этому сравнительному и примирительному методу катихизис заменился бы словарем религий, исповеданий и ересей,  при помощи которого можно прийти к первоначальной единой религии, т.е. христианской, если она религия Троицы и Воскресения. Для православия такой сравнительный метод мог бы быть опасен только если оно отождествляло бы себя с ортодоксальной холодностью и безжизненностью, т.к.  если ереси как всякая крайность - зло, то и правоверная холодность - не благо" (Ст. Федорова "О воспитании (...)").
 
Для Николая Фёдорова Троица и Воскресение - безусловная данность, а жизнь по Божественному образцу - долг разумного существа. Отклонения от догматических тонкостей не смущали мыслителя, гораздо худшим для него представлялось жить в холодном созерцании и бездействии, причём, Фёдоров имел в виду прежде всего бездеятельность духовную: не ответить на призыв Высшего Существа является преступлением против духовного предназначения человека.
"Человек, согрешив, поставил себя в зависимость от Земли, а рождение заменило художественный процесс воспроизведения себя в других существах, подобный рождению Сына от Отца, исхождению от Отца Святого Духа. С увеличением рождения усилилась смертность, т.к. на одной планете средства к жизни ограничены. На Земле после грехопадения начались войны, люди разделились. Но Христос Cвоим Воскресением победил смерть и указал единственный путь единения - путь воскрешения своих близких и совместного освоения мирового пространства" (Н.Фёдоров).
"Опираясь на предубеждение, будто мир безповоротно во зле лежит, богословие сочло факт розни и вражды за явление нормальное  и неизбежное в мире грехопадения и исправлению мира предпочло уклонение от него,  исход из мира. Сообразно с этим исказилось и понятие о деле религиозном: с уклонением от области действия в область догматической думы, благочестивого созерцания и мистического чувства. В действительности богослужение - только напутственный молебен к общему делу" (Николай Фёдоров, Опыт изложения его учения Кожевниковым В.А., ч. 1. М. 1908, стр. 125). 
 
 
 
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ
 
 
Влияние идей
 
Влияние федоровских идей на становление русской мысли огромно и разнообразно. Достаточно вспомнить Достоевского, который мысли Федорова "прочел как бы за свои" и Константина Эдуардовича Циолковского, отца русской космонавтики, назвавшего Федорова своим первым учителем по московским "университетам" самообразования. 
 
А. Кушнир
 
 
Немного из биографии
 
Федоров старался не быть "на виду", пользовался псевдонимом и только в последние годы пытался привести свои работы в систему и напечатать под собственным именем. 
Работал в московской библиотеке, зарплату отдавал нуждающимся коллегам, вёл аскетический образ жизни, не позволяя себе никаких развлечений.
Скончался 28 декабря 1903 года в больнице для бедных от двустороннего воспаления легких. Похоронен на кладбище Скорбященского монастыря. 
Его могила снесена в 1929 году; место упокоения  утрамбовано под игровую площадку. 
 
Портрет работы Леонида Пастернака (отца Бориса Пастернака).
12-09-2024
Спасите блогера из Геленджика!
Содержится в подвале
12.09.2024

02-07-2024
ПРОПАЛ РЕБЁНОК!!!

02.07.2024

17-06-2024
На Кубани ищут 16-летнюю Олесю Матюшкову
НАЙДЕНА, ЖИВА!!!
17.06.2024

Убита женщина
Домашнее насилие
18.06.2024

 WWF Russia.


Все права защищены. При копировании размещайте, пожалуйста, ссылку на наш сайт www.irespb.ru
(c) Copyright "Peter & Patrick", 2009-2010.
"У нас есть свобода, но не осталось времени" Dolores ORiordan peterpatrick@mail.ru
Троник:сделайте сайт у нас
История Олимпийских Игр
От античности до современности
Хороошее кино
Калейдоскоп кинематографа