Вести, 27 сентября 2011:
Межэтнический конфликт в Болгарии достиг масштабов локальной войны. Полиция арестовала уже более 200 человек, которые требовали наказать цыганского барона, сбившего подростка.
Волнения продолжаются уже третьи сутки. Теперь болгары требуют вместе с цыганами выгнать и турок.
Массовые антицыганские выступления минувшей ночью прокатились уже практически по всем крупным городам Болгарии. В Пловдиве, Плевене, Варне, Бургасе и столице страны Софии на улицы вышли тысячи агрессивно настроенных людей, среди которых можно было заметить даже несовершеннолетних подростков и женщин.
«Цыгане имеют больше прав, чем мы. Если я не оплачу свой счет за электроэнергию, то мне отключат свет через три дня. Но все мы знаем, что они не платят вообще. Там, где я живу, вокруг много цыган. И каждый день у нас что-то ломают или воруют».
Поводом для беспорядков послужила трагедия, которая произошла в селе Катуница. 23 сентября средь бела дня фургон на полном ходу насмерть сбил 19-летнего молодого человека. Водитель с места происшествия скрылся. Жители вскоре выяснили, что за рулем машины сидел то ли водитель местного цыганского барона, то ли сам барон — Кирилл Рашков, более известный под прозвищем Царь Киро.
В селе утверждают, что цыгане связаны с организованной преступностью, не платят коммунальные платежи, и почти никто из них не работает. ДТП и якобы бездействие властей в расследовании трагедии стало последней каплей, вылившиеся в столь массовые погромы.
«Это событие имеет глубокие корни в истории Болгарии. Во-первых, мягкая, терпимая политика правительства по отношению к организованной преступности. В результате этого в стране возникли так называемые местные феодалы — такие, как цыганский барон в Катунице. Но их очень много по всей Болгарии», — говорит Красимир Канев, глава болгарского Хельсинкского комитета по защите прав человека.
Сначала толпа агрессивно настроенной молодежи, к которой присоединились около трех тысяч футбольных фанатов из соседнего Пловдива, прорвав полицейские кордоны, дотла сожгла особняк царя Киро. В ту ночь полицейские задержали 127 человек. Президент Болгарии изменил свой график и вместе с премьером страны посетил Пловдив.
«Мы решительно заявляем: все государственные учреждения едины в своем стремлении не допустить рост этнической и религиозной напряженности. Хочу подчеркнуть ещё раз: мы едины в своей позиции, будем действовать решительно и пресечем любые радикальные и экстремистские действия», — говорит президент Георгий Пырванов.
«Что я могу добавить к этому? Могу лишь заверить вас, что в последние десять дней мы вели расследование, и 20 человек попали под подозрение. Один из них был как раз Рашков. У нас есть информация, что у этой группы лиц были выявлены налоговые нарушения. И в ближайшее время им могут быть предъявлены обвинения», — заявил премьер Бойко Борисов.
Заявления, что цыганский царь Киро попал в поле зрения правоохранительных органов Болгарии, не остудили пыл протестующих. Днем в Пловдиве вновь прошли митинги, которые, правда, не переросли в массовые беспорядки. На улицы вышло более трех тысяч человек. Скандируя «Болгария, Болгария», молодежь шествовала по центральным улицам города. К антицыганским акциям футбольных болельщиков и праворадикалов присоединились организованные клубы болгарских мотоциклистов.
«Гибель этого паренька стала фитилем, его смерть не должна быть напрасной. Политики обязаны принять необходимые решения и сделать что-то с этим, потому что проблема слишком серьезна».
По сообщениям болгарских информагентств, представители цыганских общин, несмотря на заверения властей о недопущении дальнейших беспорядков, призывают готовиться к возможным нападениям. С этой целью цыгане спешно запасаются дубинками, топорами и огнестрельным оружием, выражая при этом полную готовность в случае необходимости открывать огонь.