SAMHAIN
Самайн (Samain) - Кельтские корни Хэллоуина
Хотя миллионы детей и взрослых празднуют Хеллоуин в ночь на 31 октября, мало кто из них знает о его древних кельтских корнях. В кельтской Ирландии около 2000 лет назад Самайн проявлял великую разделительную черту между светлым временем года (лето) и его тёмной половиной (зима). И разделение являлось настолько тонким, что духи шастали туда-сюда постоянно и безо всякого стеснения!
Люди приглашали домой своих предков и гнали "в шею" странников-инферно. Но пищу готовили для живых и мертвых, а также сами наряжались в костюмы адских духов, чтобы те не причинили им вреда (приняв за своих!).
Христианство включило почитание умерших в свой календарь с помощью Дня Всех Святых (1 ноября), а затем - Всех умерших - 2 ноября.
В 19 веке громадная часть ирландцев эмигрировала в Америку, захватив с собою и свои традиции Хэллоуина. И в США теперь это один из главных праздников в году.
А в самой матушке-Ирландии два холма в долине реки Бойн навсегда остались связаны с Самайном: Тлахтга и Тара. Тлахтга была местом проведения Великого фестиваля огня, который начинался накануне Самайна (Хэллоуина).
Всё это являлось концом кельтского года и началом нового, аналогом новогодней ночи, когда возможно всё! Кельты считали, что ночь предшествует дню, и поэтому празднества проходили в канун Самайна.
Заметное и очевидное снижение силы солнца в это время года беспокоило древнего человека, и зажигание Зимних огней здесь символизировало попытку людей помочь солнцу в его путешествии по небу. Огонь - земная копия Солнца, мощный и подходящий символ, чтобы выразить беспомощность земных созданий перед лицом всепоглощающего ощущения разложения природы с наступлением зимы.
Солнце опускалось в царство преисподней. Повелитель подземного мира, освобожденный от власти дневного светила, теперь ходил по земле и вместе с ним путешествовали все существа обители мертвых: призраки, феи и множество других подземных существ.
Враги Ирландии, известные как Милисийцы, высадились в Бойне и направились к Таре. Но друиды посоветовали им вернуться на свои корабли и отплыть от берега на длину девяти волн. Что те и сделали, ибо были сильно напуганы странными предзнаменованиями. Но когда они уже были в море, поднялась сильная буря, разогнавшая весь чужеземный флот. Командиром одного из кораблей был Донн. Его корабль был разбит штормом, а сам он утонул вместе с двадцатью четырьмя своими товарищами. Он был похоронен на островах Скеллиг у побережья Керри.
Он стал первым из новой волны захватчиков, встретивший свою смерть в Ирландии, и, как таковой, получил статус бога мертвых. Место его захоронения стало называться Тех Донн - Дом Донна и вскоре стало отождествляться с потусторонним миром.
Донн считается уходящим на покой богом, который предпочитает изоляцию мрачных Скеллигов и остается в стороне от других богов. Его имя означает «коричневый», и он ассоциируется с темным царством мертвых. О'Огейн сообщает нам, что в тексте девятого века ему приписывается очень важная цитата: «Ко мне, в мой дом, ты придешь после своей смерти».
Многие другие источники говорят, что мертвые собираются в его доме, и описывают умерших людей, путешествующих туда-сюда. Рыбаки в тех местах часто наблюдали по ночам прибытие к острову странных лодок. Позднее христианские писатели утверждали, что души проклятых задерживались здесь, прежде чем отправиться в ад.
Идея о том, что Самайн - это стык между двумя половинами года, привела к тому, что он приобрел уникальный статус приостановленного во времени - он не принадлежал ни старому году, ни новому. Можно сказать, что в эту ночь время остановилось, и последствия этого были колоссальны. В течение этой ночи естественный порядок жизни брошен в хаос, и земной мир живых безнадежно путается в мире мертвых. Но мир мертвых сам по себе достаточно сложное место.
Неосторожный путешественник, пойманный этой ночью вдали от дома, может столкнуться с одним или несколькими из странных существ, поэтому всем людям в эту ночь (практически везде!) рекомендуется оставаться в помещениях и за закрытыми дверями (с какой стороны?). Не бойтесь! В Самайн призраки повсюду и могут или не могут причинить вред живым. Интересно отметить, что в рукописях говорится, что все пожары в стране должны быть потушены в эту ночь, и их можно было разжечь только из большого пламени Тлахтги. Это, конечно, не следует понимать буквально, но символизирует краткое и временное господство сил тьмы в это время года.
Очень часто в эту ночь духи предков ищут тепла у каминов родных семей. Для них оставляют еду. Призраки предков добры.
Мосты и перекрестки - также вероятные места встречи с призраками. И повсеместно мертвые свободно смешиваются с живыми.
Ранние ирландские рукописи изобилуют ссылками на магическое значение Самайна. Это ознаменовало конец сезона боев и охоты для отряда воинов, известного как Фианна. В Самайне они отступили в зимний лагерь, оставаясь там до возвращения Лета.
Битва при Маг Туиред (предположительно в графстве Мейо) произошла при Самайне. Кажется, что когда первые писатели хотят придать волшебство событиям, которые они изображают, они выбирают Фестиваль Самайн для этого случая. Остается мало сомнений в том, что Самайн занимал центральное место в воображении кельтов, где празднества, связанные с несколькими местными богами, на протяжении, возможно, тысячи лет, переплетались с праздником бога мертвых. Остатки этих празднований дошли до нас во время празднования Хэллоуина.
12-09-2024
Спасите блогера из Геленджика!
Содержится в подвале
12.09.2024