"Теперь уже купола золотить золотом недостаточно роскошно, так они стали выкладывать их какими-то уникальными плиточками. Ну я думаю, что это попросту говоря: разврат".
"Единственное, чего у нас в церкви стало очень много - это покойников".
"Боюсь, что произошло очень большое разочарование в церкви. Потому что она совершенно не отвечает на поставленные вопросы. Церкви со стороны народа был сделан вызов, на который надо было откликнуться, а церковь принялась заниматься совершенно другими вопросами".
30 июля 2013 г. Владимир Шаронов записал подробное интервью с отцом Павлом Адельгеймом. До убийства священника оставалась одна неделя.
Предполагалось, что интервью будет посвящено опальному отцу Сергию Желудкову (1909-1984), последние годы которого прошли в Пскове, где он и похоронен, и с которым о. Павел поддерживал тесные дружеские отношения. Но, как это часто бывает, беседа вышла далеко за рамки намеченной темы и разговор пошел о главных болевых точках и проблемах Русской Православной церкви МП. Здесь - небольшой фрагмент беседы.
Публикуется впервые.
""Эпоха отца Сергия - это эпоха не только когда отец Сергий задавал вопросы, но когда вопросы задавали все кругом. Стоило мне сесть на поезд и поехать в Петербург - с отцом Владимиром Цветковым мы часто ездили, оба были в подрясниках - и собирался весь вагон. Тут же в это купе и задавали вопросы. И все эти пять часов путешествия проходили в очень жарком разговоре. Причём, совершенно разные вопросы: они и спорили, и с ожесточением, возмущались, не согласны были. С другой стороны, многие очень серьёзно всё воспринимали, спрашивали, искали эту информацию для того, чтобы понять, разобраться. Это эпоха, в которую у народа были проблемы. Сейчас этих проблем нет. Если я поеду в этом же самом поезде и буду там стоять на голове, всё равно никто ни о чём не спросит.
Совершенно прошла пора вот этих религиозных вопросов, у того населения нецерковного. А церковного населения круг очень узкий.
Рамки временные? Конец 50-х годов и 90-е. В 90-е годы, правда, были не столько вопросы, сколько мощный всплеск приобщения к церкви. Мы крестили тогда. Вот в субботу, например, человек 30-35. И в воскресенье тоже 30-35. Это обязательно восемь человек взрослых, остальные - младенцы. И сравнить с тем, что происходит сейчас. Зимой вообще крещений практически нет. Летом... Ну вот в субботу, бывает, младенца принесут и в воскресенье одного младенца принесут. Ну двух младенцев принесут... Ещё лет 5-7 тому назад было 5-7 младенцев, сейчас вот по одному.
Единственное, чего у нас очень много, до невозможности много - это покойников.
Я боюсь, что произошло очень большое разочарование. Очень большое разочарование в церкви. Потому что церковь совершенно не отвечает на поставленные вопросы. Церкви со стороны народа был сделан вызов, на который надо было откликнуться, а церковь не откликалась. Церковь занималась совершенно другими проблемами. Вот патриарх там... разукрупнять что-то, расширять, сужать что-то, под свой бюрократический аппарат, вот и всё. Ну, конечно, сейчас огромные, совершенно фантастические средства сыплются из бюджета. Вот они значит строят роскошь в храме. Теперь уже купола золотить золотом недостаточно роскошно, так они теперь начинают выкладывать какими-то уникальными плиточками. Ну я думаю, что это попросту говоря: разврат".
12-09-2024
Спасите блогера из Геленджика!
Содержится в подвале
12.09.2024