Friedensreich Hundertwasser, Vienna 1947 -by Edith Kallir
Когда его спрашивали: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему вы носите одинаковые?"
Он наблюдал живую жизнь шизофреников и улиток и защищал городские стены и людей от мертвечины.
Фридрих Штовассер (нем.: Friedrich Stowasser) родился 15 декабря 1928 года в Вене (Австрия).
С 1949 года стал именоваться: Фриденсрайхь Хундертвассер (нем.: Friedensreich Hundertwasser). Он считал, что у человека должно быть очень много имён, каждое из которых должно описывать каждую грань его натуры.
Очень рано заинтересовался искусством и архитектурой.
Его отец умер во время операции по удалению аппендицита.
Его мать была еврейкой. В 1937 году, чтобы спасти сына от преследований нацистов, она настояла на крещении его в католичество.
69 человек из их семьи погибли от рук нацистов.
Уже в пятилетнем возрасте мальчик выявил интерес к искусству. Первый рисунок он нарисовал карандашом, потом рисовал пастелью, но никогда не рисовал войну.
Огромное впечатление на него произвели картины Эгона Шиле: здания были живыми, они светились в темноте как кожа обнажённой девушки.
В 40-50-е годы он предпринимает грандиозное турне по Европе, Африке и Азии. Их современную архитектуру он находит бесчеловечной, холодной и разрабатывает альтернативные идеи. Как то: каждый человек должен быть архитектором для самого себя, самостоятельно проектировать, разукрашивать и давать полную волю своей фантазии для создания своего жилища.
"Мои цели: освободиться от всеобщего блефа нашей цивилизации".
Для каждой своей картины, каждой идеи он создавал паспорт с подробным описанием, человеческий паспорт. При передаче их новому владельцу он снабжал его перечнем необходимых условий по их хранению: температура, влажность...
В "Кровоточащие дома","Доброе утро, город (- Кровоточащий город)", "Три дома" (...) он пишет город, состоящий из прямых линий и прямых углов, он посвящает своё творчество экологии архитектуры ("Дома висят над лугами", "Ностальгия окон (море)". Прямая линия не встречается в настоящей жизни, она мертва и пагубно влияет на здоровье.
У его Спирального дома была ветряная электростанция с энергией для перекачки употреблённой воды на крышу. Стекающая с крыши вода лилась вниз по спирали, поросшей травой, и очищалась ("Великий путь"). Человек - гость на этой земле и должен вести себя соответствующе.
Он обожал воду: "Вода - убежище, дверца, в которую я всегда могу улизнуть".
Он восхищался куполами Московского Кремля, считая их чем-то сказочным, сродни «1001 ночи», и удивлялся, что они появились в Москве. Купол венчает церковь Святой Барбары, ординарное здание которой он перестроил. На утверждения критиков, считавших, что луковичный купол не характерен для австрийской архитектуры, он отвечал, что Австрия, находится на границе между Востоком и Западом, и её положение определяет близость к обеим культурам.
Мотив спирали появился в его работах в 1953 году, после того, как он посмотрел французский документальный фильм «Образы безумия». Фильм был посвящён творчеству больных шизофренией из парижского госпиталя Сен-Анн. Пациенты там рисовали спиралеобразные линии.
Любимое живое существо Хундертвассера — улитка с домиком на спине.
Он всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!"
Перформанс
В декабре 1959 года он устроил в Высшей школе искусства в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Ему хотелось нарисовать бесконечную линию, подобную напластованиям скалы. Хундертвассер выбрал точку на отметке в один сантиметр от пола и вёл спиральную линию против часовой стрелки по стенам комнаты, не избегая окон и радиаторов. Зрители, собравшиеся в комнате, не поняли ничего. Только некоторые из них видели художника, ползающего у них под ногами. Примерно через час все собравшиеся покинули помещение. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга непрерывно рисовали линию на стенах. Когда руководство школы, желая остановить перформанс, отключило электричество, он купил свечи, и работа продолжалась. Он сравнивал происходящее с несением вахты на корабле (Линия была красной и поднималась как воды Красного моря, это было красное спиральное море). Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. В знак протеста художник отказался от должности доцента и покинул Гамбург.
В картине "Сад счастливых мёртвых" умершие продолжают жить после смерти в растениях и деревьях, частью которых они становятся, распадаясь.
По завещанию его похоронили в Новой Зеландии на собственном участке земли в "Саду счастливых мёртвых".
Он скончался знаменитым художником и философом в январе 2000 года на борту судна в Тихом океане. ("Вода - дверца, в которую я могу улизнуть")
Галерея изображений