Я не хочу идеализировать ирландцев. Есть люди, и их много, которые скажут, что жители Изумрудного острова всегда были форменными скотами, что их лица будто вытесаны из скал, у них дикие нравы, они не уважают никого, кроме себя и своего дикого острова на отшибе мира, да и свой остров они всегда готовы покинуть ради лучшего заработка и более благоприятного климата.
Ирландцы десять веков отстаивали свою аутентичность. Они не хотели раствориться в викингах, в норманнах, в англичанах просто потому, что те сильнее или культурнее их, а поэтому имеют право сделать их своими рабами. Ирландцы не хотели никого завоёвывать, они просто хотели жить так, как хотят, и верить в своего ирландского Христа. Цивилизованный мир 21 века давно забыл о том, как подчинял себе народы. Ирландцам забывать нечего: они не подчиняли и не подчинялись, и уже давно живут себе припеваючи, где хотят, пьют Гиннесс за мир и справляют бесконечного Патрика. На своём острове они разленились и снова погрязли в грехах, но это их личные грехи, и они по-прежнему не собираются допускать к себе оккупантов, ни внешних, ни внутренних.
Англия осваивала новые земли. Строптивые ирландцы были для неё - хуже скота. Англичане отобрали у ирландцев их землю и юридически закрепили её за собой. Большинство местных жителей превратилось в нищих оборванцев, за гроши, просто за еду обрабатывавших землю своих собственных предков. Это если повезёт, и какой-нибудь арендатор согласится тебя нанять. А если нет - ты будешь шляться по дорогам и питаться клубнями с чужих полей.
И скот, и ирландцы тогда питались почти исключительно и только картофелем. В середине 19 века картофельные плантации поразил грибок Phytophthora infestans, вызывающий фитофтороз - картофельную гниль. Была ли эта эпидемия сознательно занесена англичанами для расправы с докучливыми ирландцами - никто никогда не узнает. При такой болезни вирус передаётся с водой через почву к здоровым растениям. Клубни гниют прямо в земле или в хранилищах. Все поля были засажены одним сортом картофеля, поэтому пострадал весь урожай в стране. На следующий год пришлось засевать зараженные клубни или низкокачественный семенной картофель. Это привело к новым неурожаям.
Землевладельцы стали терпеть убытки и повысили арендную плату. Обессиленные от голода ирландцы теперь уже совсем не в состоянии были платить так высоко за аренду своих жалких наделов: они сгонялись с земли, становились бродягами, шли в города. Но в городах из-за неурожаев было не лучше, чем в деревнях. Из-за нищеты и голода начались эпидемии - сыпного тифа, дизентерии и цинги, а потом пришла холера.
Следующая зима выдалась исключительно холодной. Летом ирландцы-доходяги могли хотя бы щипать вереск, зимой их трупами были усеяны все дороги. Люди молили Бога, чтоб дал им умереть в закрытом помещении и не быть растерзанными собаками.
За годы голода пять тысяч кораблей с ирландцами доплыли до Америки и Канады. Эти переполненные живыми скелетами судна называли плавучими гробами. Огромная часть их пассажиров умерла в пути или по прибытии к месту назначения. Руками этих выживших эмигрантов была построена Америка, деньги ирландских янки помогли восстановить их родину и добиться для неё освобождения.
Зелёный остров потерял половину своих жителей. Те, кто не уехал, но выжил, с выжженным сердцем продолжил борьбу с врагом вплоть до обретения полной независимости в 1949 году. Тогда ирландцы раз и навсегда избавили себя от какой-либо оккупации - внешней и внутренней. Они никому не дадут влезть в свою жизнь, каждый ирландец - бог для самого себя, никакое государство, никакой местный князёк не смогли тогда, и, тем более, не смогут теперь сделать рабами тех, у которых в крови оплаченная кровью жажда свободы, века борьбы и голод. О Голоде, как о своём позоре, современные ирландцы предпочитают не вспоминать. Они заслужили это право на забвение, отвоевали его ценою многих жизней.
Вырви из себя сорную траву! В твоём роду были палачи, доносчики? Dum spíro, spéro. Пока дышу - надеюсь.