Народ я люблю и отдал за него все. И народ любит меня. Не знаю, что вы скажете мне в приговоре: жизнь или смерть? Но что бы вы ни сказали, я осеню себя крестом и скажу — слава Богу за все
Будущий митрополит родился 17 апреля 1873 года в семье священника Нименского Погоста отца Павла Казанского. При крещении ему дали имя Василий. Был застенчив, очень любил читать. Закончил Петрозаводскую Духовную семинарию, затем учился в Петроградской Духовной Академии. Состоял в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения, проводил беседы с рабочими. На третьем курсе Академии (в 1835 году) принял постриг с именем Вениамин. По окончании Академии, в 1897 году, преподавал в Рижской Духовной семинарии, через два года стал инспектором Холмской Духовной семинарии.
Ректор Холмской семинарии, впоследствии митрополит Евлогий (Георгиевский): "Это был молоденький, скромный, кроткий, улыбающийся монах, а дело повел крепкой рукой и достиг добрых результатов" .
С октября 1905 г. архимандрит Вениамин был назначен ректором Санкт-Петербургской семинарии. В 1901 г. он был рукоположен во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.
24 марта 1917 года, после февральской революции и увольнения на покой митрополита Петроградского и Ладожского Питирима, голосованием клира и мирян Вениамин был избран архиепископом Петроградским и Ладожским, и 25 мая утвержден Святейшим Синодом. 13 августа его возвели в сан митрополита Петербургского и Гдовского.
Назначение епископа Вениамина исходило от самого народа. Во время суда над ним об этом вспомнит адвокат Гурович: "Это же ставленник народа, первый ставленник, который никогда не порывал с народом". "Епископа Вениамина отличало тесное общение с паствой. Он часто служил не только в богатых столичных церквах, но и в храмах на рабочих окраинах и в отдаленных селах. Десятки верст прошел он, нередко под дождем и по грязи, в крестных ходах с общим пением, подавая пример священникам и мирянам. Немалое внимание уделял движению за народную трезвость. Все богослужения сопровождал сердечным словом, близким и понятным простым людям». Люди называли его просто: «Наш батюшка Вениамин».
Протоиерей В. Цыпин, митрополит Вениамин «был, вероятно, самым аполитичным во всем российском епископате».
Митрополит Вениамин: «Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. Самая главная задача сейчас — это устроить и наладить нашу приходскую жизнь».
Летом 1921 года начался голод в Поволжье. Митрополит Вениамин «стал активно привлекать приходы и монастыри Петроградской епархии к оказанию помощи голодающим». «Он благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих». Вениамин говорил, что готов своими руками снять драгоценную ризу с почитаемой Казанской иконы Божией Матери и отдать ее, чтобы спасти людей от голода. Но просил о том, чтобы в комиссию по добровольному изъятию ценностей были включены представители от приходов.
Митрополит Вениамин не знал, что в это время существовала секретная инструкция Совнаркома от 19 марта 1922 года, согласно которой изъятие церковных ценностей должно было производиться в насильственном порядке и «вылиться в «яростную антирелигиозную кампанию», в результате которой планировалось истребить как можно «большее число реакционного духовенства и реакционной буржуазии». Изъятие ценностей стали производить в принудительном порядке.
Протоиерей В. Цыпин: «При изъятии церковного достояния в 1414 случаях власть прибегала к оружию, в итоге изъятое составило 33 пуда золота, 24000 пудов серебра и несколько тысяч драгоценных камней». В апреле 1922 г. в Москве состоялся первый крупный «церковный процесс» над духовенством, в результате которого пятеро из подсудимых были расстреляны.
«В мае 1922 г. в Москве был арестован Патриарх Тихон (причислен к лику святых в 1989 году), и власти способствовали созданию послушного им «церковного управления». Лучше всего для этого подходили так называемые «обновленцы», представители активно сотрудничавшего с советской властью движения «Живая Церковь». В народе их насмешливо называли «живцами». Самой яркой личностью среди них был протоиерей Александр Введенский. Впоследствии он стал обновленческим «митрополитом». Умный, несколько эксцентричный, Введенский был крайне честолюбивым и гордым человеком. Воспользовавшись кампанией по изъятию ценностей, он «попытался утвердить власть ВЦУ (обновленческого Высшего Церковного Управления) в Петрограде. Он явился к митрополиту Вениамину и потребовал от него подчинения ВЦУ».
Митрополит не только отказался признать обновленцев и подчиниться им, но обратился к духовенству и верующим с призывом не признавать ВЦУ, считать участников его похитителями церковной власти. Введенский явился к митрополиту снова. На этот раз не один, а с председателем Петроградского ГПУ Бакаевым. «Они требовали от митрополита отмены постановления о ВЦУ. В случае несогласия угрожали митрополиту гибелью. Он ответил: «Делайте, что хотите, а я ни от одного слова не откажусь».
29 мая 1922 года святитель Вениамин был арестован. Существует рассказ о том, как перед арестом у ворот Александро-Невской Лавры он повстречался с Введенским. Тот подошел под благословение. «Отец Александр, мы же с Вами не в Гефсиманском саду».
В покоях митрополита провели обыск. Введенский, как представитель ВЦУ, принял дела Вениамина.
Во время суда над митрополитом один из обвинителей, Драницын, посетил квартиру Введенского. Драницын: «Когда я поднялся, чтобы уходить, с удивлением увидел на стене, в головах, большой портрет митрополита Вениамина. На нем прочел: «Моему большому другу». Ничего не сказав, посмотрел на Введенского. Он был смущен».
10 июня того же года в Петрограде начался судебный процесс, к которому, помимо митрополита Вениамина, было привлечено еще 85 человек, представителей как духовенства, так и мирян. Этот процесс выявил то уважение, с которым относились к Вениамину жители Петрограда. Когда он входил в зал суда, все присутствовавшие в зале вставали.
К расстрелу было приговорено 10 человек. Впоследствии шестерых помиловали. В отношении четверых —
митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), Ю.П. Новицкого и И.М. Ковшарова смертный приговор оставили в силе.
«Новицкий в своем последнем слове сказал, что никаких контрреволюционных выступлений не было. Ковшаров заявил, что процесс — маскировка действительных намерений власти. Архимандрит Сергий хладнокровно бросил в лицо судьям: «... я буду жалеть вас и о вас молиться».
Вениамин: «К самому обвинению отношусь спокойно, но не могу отнестись спокойно к тому, что меня назвали «врагом народа». «Народ я люблю и отдал за него все. И народ любит меня. Не знаю, что вы скажете мне в приговоре: жизнь или смерть? Но что бы вы ни сказали, я осеню себя крестом и скажу — слава Богу за все».
Они ждали смерти больше месяца — с 5 июля 1922 года, когда суд завершился, до той ночи с 12 на 13 августа, когда их, «обритых и одетых в лохмотья, чтобы их не опознали и не отбили у конвоя питерцы, отвезли на станцию Пороховое и там расстреляли».
Были опубликованы воспоминания участника процесса, протоиерея Михаила Чельцова (был приговорен к смертной казни, помилован; расстрелян в 1931 году). Он писал, что даже без смертного приговора «тюремное одиночество легко и естественно может довести до сумасшествия». Чельцов передал рассказ «официальных лиц»: «Митрополит молится по 14 часов в сутки и производит на надзирателей самое тяжелое впечатление, почему они отказываются от несения ими их обязанностей в отношении к нему».
Один из очевидцев рассказывал, что «митрополит Вениамин тихо молился, крестясь». Так, с молитвой на устах, и встретил смерть.
Иеросхимонах Сэмпсон (в миру — граф Сиверс): «Семь раз стреляли в него и не могли ничего сделать. Тогда расстрельщик взмолился: «Батя, помолись, измучились в тебя стрелять!». Митрополит произнес краткую молитву и «благословил их. Зарядили восьмой раз, и он был убит».
В 1992 году Русская Православная Церковь причислила митрополита Вениамина Петроградского к лику святых. На родине Вениамина, в городе Няндоме Архангельской области, был открыт храм, освященный в его честь. Пока это единственный в России храм, носящий имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
Память священномученика Вениамина совершается 31 июля (13 августа — по новому стилю).
Информация: Архангельская и Холмогорская епархия (www.arh-eparhia.ru).
Из Предсмертного письма митрополита Вениамина
"Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот Рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь.
Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость, и силы и дать место благодати Божией.
...Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите как держат себя эсэры н т. п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!"
Екатеринбургская инициатива, 2009
Изображения:
- Митрополит Вениамин - sedmitza.ru,
- Фрагмент иконы "Собор новых мучеников и исповедников Российских", посвящённый суду над митрополитом Вениамином и с ним пострадавшими - nsad.ru.
- Икона «Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе», создана группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института - nsad.ru.