Давайте же наконец признаем откровенно: если что-нибудь и дискредитирует веру в прогресс у современного человека, помимо его провалов и несостоятельнести перед лицом "последних дней человеческого рода", так это прискорбная тенденция, всё ещё выказываемая её адептами, обратить в жалкий милленаризм всё, что только здравого и благородного в нашем пробудившемся ожидании чего-то "сверхчеловеческого". Эра изобилия и эйфории - Золотой век - это, говорят нам, всё, что ещё осталось у эволюции в запасе для нас. И, разумеется, правильно, что у нас стынет сердце при мысли о таком "буржуазном" идеале.
В противовес откровенно "языческому" материализму и натурализму настоятельно необходимо снова и снова напоминать, что если законы биогенеза предполагают и действительно по своей природе влекут за собой экономическое улучшение человеческой жизни, то, тем не менее, не проблема благосостояния (bien-etre), а только жажда большего бытия (plus-etre), вследствие психологической необходимости может спасти мыслящий мир от taedium vitae /отвращения к жизни/.
И тут со всей ясностью раскрывается значение предложенной выше идеи, что именно в точке (или суперструктуре) духовной концентрации, а не на основе (или инфраструктуре) материального благоустройства, человечество биологически достигает своего равновесия.
Потому что если мы однажды признали, следуя этому доказательству, существование критической точки образования видов в конце развития техники и цивилизаций, то мы поймём, что на вершине времени (если в биогенезе постоянно будет сохраняться превосходство усилия перед отдыхом) открывается некий выход не только для наших надежд на освобождение, но и для нашего ожидания какого-то откровения.
Только это могло бы ослабить борьбу между светом и тьмой, радостью и страданием, в которую вовлекает нас обновлённое сознание нашей человеческой природы.
Человечество в движении. Пьер Тейяр де Шарден (01.05.1881, Франция - 10.04.1955, США), католический священник, учёный археолог, палеонтолог, геолог, гуманист, теоретик и практик ноосферы.