Современные открытия в области палеонтологии показали, что наши очень отдалённые предки - ещё не питекантропы, а родственники австралопитеков - уже имели прекрасную прямоходящую походку и, по-видимому, каким-то образом уже неплохо общались между собой. У них не было особенно высокоразвитого мозга, но всё-таки они возвышались над остальными живыми существами. Тем не менее, это были ещё не люди. Когда появляется homo sapiens - человек? С того момента, когда мы находим черепа, тождественные современной антропологической структуре, и вместе с этими останками находим следу искусства и религии. То есть человек является особым существом, стоящим на грани двух измерений. (...) Когда нас пытаются убедить, что борьба между народами, расами, классами, войны и так далее являются сущностью человеческой истории, то очень легко забывают, что эти события, действительно производящие впечатление важнейших, на самом деле отражают лишь животную сторону человека - борьбу за место под солнцем, борьбу с чужаком, защиту своего очага или стремление проникнуть на чужую территорию, проблему пищи, размножения.
Вся геополитика середины XX века строилась на проблеме территорий. Но если мы рассмотрим зоопсихологию хотя бы в сфере приматологии, то мы увидим, что проблема территории не менее горячо волнует наших собратьев - обезьян. И не только обезьян. Эти животные стороны человеческого бытия (...) многим до сих пор кажутся основополагающими, важнейшими. Но в спорах о том, что является наиболее важным в человеческой жизни, в конце концов решающим оказалась сама история, сам ход событий, в котором мы с вами все непосредственно участвуем. Я бы не хотел, но вынужден употребить уже навязший в зубах термин (...) - "человеческий фактор". О нём говорят, как о факторе забытом. Вы представляете, до чего мы дошли? М ыдошли до того, что в исории людей, в человеческой истории, мы забыли о человеческом факторе! Мы, собственно, забыли, куда и зачем мы едем и для чего всё это делается. Мы забыли, что такое человек! То, что он нуждается в пище, жилье и одежде, - это же не есть свойство только человека: в жилье и пище нуждаются все живые существа. Но фактор человеческий, специфический фактор, был забыт. Ну что ж, иные скажут: упустили что-то. Но, оказывается, упустили важнейшее, упустили то, что составляет средоточие нашей жизни.
Этот трагический изъян стал роковым образом отражаться (...) на всех сторонах жизни. Я не ошибусь, если скажу, что главной причиной всех кризисов, которые потрясают наше общество, является забвение, игнорирование человеческого фактора. Человеческая жизнь - ничто! Можно раздавить, как мух, сотни, тысячи и миллионы людей! И не вздрогнуть при этом. Развилась психология совершенно бесчуственных палачей, которые, имея позади себя бесчисленные жертвы, даже перестали ощущать, что происходит что-то недолжное. Да что такое человек? Как говорил поэт, "голос единицы тоньше писка". Вот с этой идеологии, с того, что "голос человека тоньше писка", и начинается пренебрежение человеческим фактором. И безнаказанно для человеческого общества это пройти не может.
Вся история человеческого общества заключалась в том, чтобы возвышаться, преодолевать животные, биологические узы, которые нас ограничивают и сковывают. Вспомните, как учёные, поэты, художники, мыслители очень часто пренебрегали элементарными вещами, которые манят людей. Они часто жертвовали своим временем, удобствами, отечеством - многими вещами. Потому что духовная сторона их деятельности оказывалась доминантной, более существенной. Разумеется, циник может нам сказать: всё это идеализм, а на самом деле всем двигает элементарная страсть (голод, желудок и прочее). Да, так легко говорить. Но это называется "играть на понижение". Это значит - с мизантропическим взглядом, пренебрегая зачатком в человеке его подлинной человечности, не давать возможности развиваться его настоящему "я", единственному, что возвышает и поднимает его над природой.
Да, мы - плоды биологической эволюции, мы - дети природы и, выходя из её круговорота, со смертью тела возвращаемся обратно в её круговорот. Но мы себе задаём вопрос другой: а где же мы почерпнули, в какой области природы, в какой части таблицы Менделеева или ещё каких-нибудь других сферах реального физического бытия бескорыстную жажду знания, понятие о добре и зле, самосознание, которое отличает человека от животных? Способность к высокому абстрактному мышлению, к мистическому переживанию, к переживанию красоты, которая становится необычайно сильным импульсом духа? Этого в природе нет. Наше "я" неповторимо, наша личность - единственная в своём роде - является даром, но не матери-природы. Дело в том, что личностное начало (...) определяет человека. Именно личность создаёт все великие шедевры в поэзии, философии, живописи, других видах творчества. Вы прекрасно понимаете, что, скажем, история поэзии не является историей каких-то толп, которые, собравшись, хором что-то сочиняют, она является историей личности, которая пережила, через себя провела весь мир и создала новый мир. Художник на своём полотне или в своём изваянии создаёт новый мир, свой мир. Он - творец! И поэтому так необходимо должна прийти к нам мысль о том, что личность человека - это высочайшее в природе. И прививать уважение к этому необходимо не просто из соображений какой-то абстрактной этики, но, как мы теперь уже видим, для всей нашей социальной и нравственной жизни.
Как вы думаете, возможны ли были при глубоком уважении к личности те трагические, те страшные, те бесчеловечные процессы (...), о которых мы многое знали в своё время, но для многих сейчас это стало откровением? Они стали возможны, потому что личность превратилась в средство, средство для достижения каких-то целей, вне человека стоящих, абстрактных. А реально это были цели тех, кто воспользовался ситуацией и легко манипулировал людьми, превращая их в массы. Вот уж, друзья мои, где гаснет человек (...) - в массе! Когда человек превращается в массу, тогда его особенность теряется. Он теряет способность к объективной оценке ситуации. Массу очень легко натравить - сначала на одно, потом на совершенно противоположное. Массой ничего не стоит манипулировать. Масса - это не просто скопление людей. Я имею в виду особое состояние общества, особое психическое состояние, которое безусловно является регрессивным. Подлинному человеку свойственна проблема выбора, личного решения - в этом его величие. Масса несётся в одну сторону, как антилопы гну, вспугнутые львом. Они не разбирают дороги. О как легко такие массы загнать куда угодно! И счастье, если загонщик окажется более или менее гуманным, но, как правило, в истории эти загонщики гуманными не были.
По книге "О. Александр Мень отвечает на вопросы", Москва, 2008 год.
Отец Павел Адельгейм
Пьер Тейяр де Шарден. La Messe sur le monde (1923)