Cлушать
Не верь тому, что видишь, не верь тому, что слышишь,
Даже закрывая глаза, ты видишь врага.
Когда я встретил тебя, моя девочка, ты носила огонь в душе.
Что случилось с твоим лицом?
На нём тает снег, это похоже на снег!
Герой рассказа Делмора Шварца, которого имел в виду Боно, когда писал "Акробата", сидит в зале кинотеатра и видит на экране женитьбу собственного отца на собственной матери. Это ещё не свадьба, но первые роковые обязательства, которые накладывают на себя люди, стремящиеся к свадьбе любым путём. Герой спит и видит сон, как его отец и его мать, словно цирковые артисты несутся по замкнутому кругу арены. Они не могут остановиться, им нужно "представляться" публике, от них этого ждут. "Весь мир - это свадьба" (Делмор Шварц).
Не дай ублюдкам втоптать тебя в грязь!
Ты можешь глотать блевотину,
Ты можешь вырвать её с языком,
Ты можешь упиться мечтами
Но время пришло, и ты несёшься по кругу,
Не дай им себя сломить!
"Это неизменно доставляет ему удовольствие: одобряя или порицая других, он преисполняется чувством собственного превосходства".
"Я в последний раз гляжу на наводящее ужас солнце, наводящий ужас океан".
"Он делает предложение довольно нескладно и недоумевает, как его угораздило, она же - ну куда это годится? - заливается слезами, мой отец нервозно озирается, не зная, что предпринять, а моя мать говорит: "С тех пор, как я тебя увидела, я только об этом и мечтала", и захлёбывается слезами, отец в смятении: такие сцены не по нему, совсем не так представлял он их объяснение, когда прогуливался по Бруклину, затягиваясь отличной сигарой, и вот тут я встал и закричал на весь кинотеатр: "Остановитесь! Ещё не поздно, вы можете переменить решение, вы оба. Это кончится лишь сокрушением, ожесточением, скандалами и двумя несносными детьми - и ничем иным" (Делмор Шварц, "Сны порождают обязательства", пер.: Л. Беспаловой).
Нет смысла решать, что нужно знать,
Я знаю, ты убил бы его, если б мог узнать -
Враг или друг - я не могу верить,
Я стал бы другим, но не могу поверить,
Я вкусил бы Хлеб и Вино,
Вошёл бы в Храм, но я не вижу Его,
Я нуждаюсь в другом,
Я поднял бы чашу, наполнил бы её,
И пил был медленно,
Я не могу без Тебя.
Пространство замкнулось, акробат несётся под куполом. "Неправедный пусть еще делает неправду; праведный да творит правду еще" (Апокалипсис 22, 11). В силах ли мы помешать происходящему во сне? Можем ли предотвратить грядущее?
Католическая церковь запретила евреям заниматься чем-либо иным, кроме коммерции, потому что ростовщичество - грех, однозначно обрекающий на вечные муки. Евреи в любом случае обречены на вечные муки, а раз так - кому и заниматься ростовщичеством, как не им? (Делмор Шварц "Горький фарс").
"Акробат" отличается от других работ U2, созданных до и после него, от оптимизма первых альбомов и реализма "Achtung, Baby" и последующих композиций. "Акробат" - это сюрреализм, смесь действительности и фарса-инферно. Он несётся в воздухе по заданной колее. 21-летний парень Делмор Шварц, мистер Фишер сидит в сновиденческом кинотеатре и пытается предотвратить свадьбу своих родителей. И всё это происходит до его рождения на свет от этих самых родителей. Предотвратить женитьбу, как и рождение, он не в силах, но чувствует личную ответственность за происходящее. Горький фарс.
И я - акробат,
Я говорю и действую так.
Но ты можешь мечтать, так мечтай громко
И не дай ублюдкам унизить тебя.
Непрекращающиеся рулады Эджа, трапеции и ремни, "ублюдки" внизу трепещут, сверло прожектора, бой Ларри поддерживает басы Адама, "лети, Акробат!". У тебя нет выбора, но этот выбор - твой.
Что мы скажем сейчас?
Нет идей и все книги прочитаны.
И я - акробат,
Я действую так.
Но ты можешь мечтать, так добавь огня,
Ты можешь найти себя,
Ты можешь строить, и я буду ждать
Ты можешь проснуться
Или остаться лежать
Ответственность приходит во сне.
"Пётр и Патрик", 21/04/2012
Сны порождают обязательства
Горький фарс
U2, Rattle & Hum. Silver and Gold
U2: ПОД КРОВАВО-КРАСНЫМ НЕБОМ (подписка)