Лев Термен родился в Санкт-Петербурге в 1896 году. С детства интересовался физикой и музыкой. После революции остался в Петрограде. В процессе работы над измерением диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах изобрёл самый фантастический музыкальный инструмент в мире «Терменвокс».
Принцип работы этого инструмента простейший — по мере приближения к правой антенне звук становится выше; чем ближе левая рука к левой антенне, тем звук тише.
В марте 1922 года Термен приехал в Кремль к Владимиру Ленину и сыграл перед вождём на терменвоксе "Этюд" Скрябина, "Лебедя" Сен-Санса и "Жаворонка" Глинки. Согласно легенде, Ленин тут же сыграл на терменвоксе совершенно самостоятельно (!), завершив исполнение Глинки! После этого Владимир Ильич дал указания Троцкому уменьшить караулы кремлёвских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации. Ведь именно идея подслушивающей установки посредством изменения звука при приближении чужака к звукоулавливателю наиболее заинтересовала советских чекистов в изобретении Термена.
После триумфального посещения Ленина Термен объездил с демонстрацией своего инструмента весь СССР и посетил "заграницу", в частности, США. В последних он "задержался" на 10 лет!
В Америке Термен запатентовал свои изобретения: терменвокс и систему охранной сигнализации. Он арендовал в Нью-Йорке на 99 лет (!!!) здание "для музыкально-танцевальной студии", под крышей которой стали трудиться... советские разведчики.
Также Термен разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас.
Лев Термен был популярнейшим человеком в Нью-Йорке. В его студии бывали Джордж Гершвин, Морис Равель, Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн, а также Джон Рокфеллер.
Термен развёлся со своей советской женой Екатериной Константиновой и женился на танцовщице американского негритянского балета Лавинии Вильямс.
Но в 1938 году Термена отозвали в Москву. Изобретатель тайно уехал из США, передоверив американскому партнёру все свои патенты и имущество. Термен хотел взять с собой в СССР свою американскую жену, но ему сказали, что она приедет позже. Когда за ним пришли, Лавиния случайно оказалась дома, и у неё создалось впечатление, что мужа увели насильно.
В Ленинграде Термен безуспешно пытался устроиться на работу, потом переехал в Москву, но работу там также не нашёл.
В марте 1939 года его арестовали, по одной из версий, обвинив в причастности к фашистской организации, согласно другой — в подготовке убийства Кирова. Термена вынудили оговорить себя, что группа астрономов из Пулковской обсерватории готовилась поместить фугас в маятник Фуко, а Термен должен был послать из США радиосигнал и взорвать фугас, как только к маятнику подойдёт Киров. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило изобретателя к восьми годам лагерей, и Термена тут же отправили на Колыму.
Первое время он отбывал срок в Магадане, работая бригадиром строительной бригады. Многочисленные рационализаторские предложения Термена привлекли к нему внимание администрации лагеря, и уже в 1940 году он был переведён в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29 (в «туполевскую шарагу»), где проработал около восьми лет. Здесь его ассистентом был Сергей Королёв, впоследствии запустивший в космос Гагарина. В шарашке Термен и Королёв, в частности, разрабатывали беспилотные летательные аппараты, управляемые по радио — прообразы современных крылатых ракет.
Одна из разработок Термена — подслушивающая система «Буран», считывающая с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения. Именно это изобретение Термена было отмечено сталинской премией первой степени в 1947 году. Но из-за того, что лауреат на момент представления к премии был заключённым, и закрытого характера его работ, о награждении нигде публично не сообщалось.
Другая разработка Термена — эндовибратор «Златоуст», подслушивающее устройство без элементов питания и электроники на основе высокочастотного резонанса, проработавшее в кабинете американских послов незамеченным в течение семи лет(!!!). Подслушивающее устройство было вмонтировано в деревянное панно, изготовленное из ценных пород дерева и изображающее Большую печать США. Панно было подарено в 1945 году приглашённому на празднование 20-летия пионерского лагеря «Артек» послу США Авереллу Гарриману, который повесил его в своём кабинете. Конструкция подслушивающего устройства оказалась настолько удачной, что при обследовании подарка американские спецслужбы ничего не заметили (!!!). «Жучок» был обнаружен в 1952 году, а после представлен в ООН в качестве доказательства разведывательной деятельности СССР, однако, принцип его действия ещё несколько лет оставался неразгаданным (!!!).
В 1947 году Термен был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД СССР, где занимался, в частности, разработкой подслушивающих систем.
В 1948 году у него и его, уже третьей, снова советской, жены Марии Гущиной рождаются две дочери — Наталья Термен и Елена Термен.
В 1964—1967 гг. Термен работал в лаборатории Московской консерватории, посвятив все силы разработке новых электромузыкальных инструментов, а также восстановлению всего того, что успел изобрести в 1930-е годы.
В 1967 году оказавшийся в консерватории музыкальный критик Гарольд Шонберг узнал во встреченном там человеке Льва Термена. Новость напечатали в газете The New York Times, и публикация «буржуазной прессы» вызвала негодование в СССР. Студию Термена закрыли, «все его инструменты изрубили топором и выбросили», из консерватории он был уволен.
Не без труда Термен устроился на работу в лабораторию при Физическом факультете МГУ. В главном здании МГУ он проводил семинары для желающих послушать о его работах, изучить терменвокс; на семинары ходили всего несколько человек. Формально Термен числился на должности механика физического факультета МГУ, но фактически продолжал самостоятельные научные исследования. Активная научная деятельность Л. С. Термена продолжалась практически до самой его смерти.
В 1989 году состоялась поездка (вместе с дочерью Натальей) на фестиваль в городе Бурж (Франция).
В 1991 году вместе с дочерью Натальей и внучкой Ольгой он посетил США по приглашению Стэнфордского университета и там, помимо прочего, встретился с Кларой Рокмор.
В марте 1991 года в возрасте 95 лет вступил в КПСС. На вопрос, зачем он вступает в разваливающуюся партию, Термен отвечал: «Я обещал Ленину».
В 1992 году неизвестные разгромили комнату-лабораторию на Ломоносовском проспекте, были разбиты все его инструменты, выкрадена часть архивов. Милиция преступление не раскрыла.
В 1992 году в Москве был создан «Термен-центр», ставящий главной своей задачей поддержку музыкантов и звуковых художников, работающих в области экспериментальной электроакустической музыки. Лев Термен не имел никакого отношения к созданию центра, названного его именем.
Умер 3 ноября 1993 года. Как писали позднее газеты: «В девяносто семь лет Лев Термен ушёл к тем, кто составлял лицо эпохи — но за гробом, кроме дочерей с семьями и нескольких мужчин, несущих гроб, никого не было…».
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Адреса в Питере: Петра Лаврова, 32; Марата, 50.
Поклонником Термена является пионер электронной музыки Жан-Мишель Жарр.
Термен встречался с английским родоначальником электронной музыки Брайаном Ино.
Клара Рокмор познакомилась с Львом Терменом в 1927 году в США. Она стала самой преданной ученицей изобретателя. Скрипач-виртуоз, Клара быстро овладела искусством исполнения на терменвоксе, а Лев Термен не чаял в Кларе души! На день рождения девушки он подарил ей торт, работавший по принципу терменвокса: кулинарное роскошество начинало вращаться, и электрическая свеча в нём принималась гореть, когда к нему приближалась Клара.
Клара Рокмор стала выдающейся "терменвоксисткой" Она увлекла музыкой Термена великого дирижёра Леопольда Стоковского (США), и тот написал концерт для терменвокса с оркестром, который Клара исполняла в сопровождении Филадельфийского симфонического оркестра.
Материал внука Термена и Википедии
Колыбельная для Клары, исполняет Пётр Термен:
https://vk.com/video?q=%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%81%20%D0%BF%D1%91%D1%82%D1%80&z=video35772010_456239109
На фотографиях: Лев Термен и Клара Рокмор, Лев Термен.