В течение 5 лет родственники убитого и правозащитники добивались возбуждения уголовного дела. Дело возбудили только после того, как удалось разместить в интернете видео с той камеры, которая находилась в камере для административных задержанных.
1 февраля 2012 года заместителя директора Казанского техникума железнодорожного транспорта Павла Дроздова за нарушение общественного порядка в кафе доставили в отдел полиции "Юдино" Управления МВД РФ по Казани, где, по данным следствия, пятеро полицейских зашли в камеру, нанесли мужчине удары и, надев наручники, связали его в позе "ласточка" с помощью ремня и веревок. Вскоре Дроздов умер, оставаясь связанным. У него осталось четверо детей.
Прокурор просил приговорить бывших полицейских в общей сложности к 16 годам лишения свободы в колонии общего режима; представители потерпевшей стороны также выступали за реальные сроки наказания.
"Ласточка" – одна из самых распространенных пыток в российской полиции, во время нее заведенные за спину руки сковываются наручниками с ногами.
Интересы потерпевших в этом деле представляли юристы, сотрудничающие с правозащитными организациями "Зона права" и "Казанский правозащитный центр". Один из них, Игорь Шолохов, рассказывает, что во время последнего заседания суда в среду представители обвинения повели себя крайне странно: на словах они требовали приговорить обвиняемых к реальным тюремным срокам, но вместе с этим настояли на возобновлении судебного следствия, которое выявило дополнительные смягчающие обстоятельства для подсудимых – такие, например, как невыплаченные кредиты. В итоге суд принял эти обстоятельства во внимание и не стал отправлять бывших полицейских в колонию.
Игорь Шолохов: "Три раза было отказано в возбуждении уголовного дела на стадии предварительной проверки. Уголовное дело возбудили только после того, как нам удалось разместить в интернете видео с той камеры, которая находилась в камере для административных задержанных. Два раза дело было прекращено, два раза мы обжаловали это постановление о прекращении. Дело было возобновлено, и я готовил жалобу в Европейский суд по правам человека о нарушении Российской Федерацией статьи 2 [Конвенции о правах человека] "Право на жизнь" и статьи 3 "Запрет пыток". Жалоба в сентябре этого года была направлена в Европейский суд и зарегистрирована там. Я думаю, что только после того, как мы обнародовали известие о том, что жалоба зарегистрирована, российский Следственный комитет опять возбудил свой интерес к этому делу".
На скамье подсудимых в итоге оказались четверо из пяти полицейских, применявших пытку к Дроздову: Сергей Петикин, его брат Алексей, Эдуард Болгаров и Олег Бачуров. Пятый, Андрей Маркунин, покончил с собой в октябре 2012 года.
Один из осуждённых, Сергей Петикин: "Олега Бачурова я попросил скрестить ноги Дроздову и продержать. Я нашел веревку и связал ноги Дроздова крест-на-крест. Поскольку веревка могла оторваться, я согнул ноги и наручниками привязал их к рукам. После этого мы ушли по своим служебным местам. Прошло определенное время – казалось, что человек должен что-то говорить, двигаться, но Дроздов лежал неподвижно. Я попросил Эдика спуститься посмотреть. Он посмотрел – Дроздов то ли храпел, то ли сопел, то есть дышал. Прошло опять определенное время – Дроздов опять без движения. Эдик опять пошел посмотреть. После этого он прибежал ко мне и сказал вызывать скорую помощь – скорее всего, он умер. Я позвонил в скорую. Потом я, Алексей Петикин и Эдик Болгаров спустились в камеру, развязали Дроздова и вытащили его в коридор. Когда развязывали, лицо Дроздова уже посинело, был высунут язык. Вытащили его в коридор, скорая приехала минут через 15 – она констатировала смерть. Пришлось вызвать дежурного следователя прокуратуры и судмедэксперта. Мы доложили Азизову, изъяли видеоматериал".
Будем очень признательны за распространение информации по нашей петиции: Требуем честного расследования зверского убийства студента-медика Олега Вахрушева полицейскими!