17-летнему подростку, убившему в Новосибирске больше года назад сверстницу Карину Залесову, зачитали приговор при полном зале журналистов и общественников. Из помещения Первомайского суда даже пришлось вынести скамейки, чтобы все желающие поместились и услышали вердикт: 9 лет воспитательной колонии и наблюдение у врачей-психиатров. Маме и папе Карины - по миллиону рублей в качестве моральной компенсации и по 156 тысяч рублей - материальной. Эти деньги должен выплатить отец убийцы - бизнесмен Игорь Коньков.
- Ушлепок!
- Вздернись!
- ***
- Когда ты повесишься?
Судья Первомайского районного суда Новосибирска только закончил читать приговор, как в душном зале раздались эти выкрики. Они летели в сторону Матвея*, который от фотокамер и оскорблений прятался за чистым листом бумаги.
- Особо рьяных выводите и оформляйте нарушение, - обратился судья к приставам, и те выцепили из толпы двоих - девушку Катю, которая старалась не пропустить ни одного заседания по этому делу, и приезжего из Москвы - Нидаля. Он специально прилетел на один день в Новосибирск, чтобы поддержать родителей Карины. Обоих увели «оформлять» за мелкое хулиганство. Максимальный штраф - 1000 рублей.
- Я понимала, что заплачу штраф, но просто называла вещи своими именами, - заявила «Комсомольской правде» - Новосибирск» Екатерина Бунтовских.
БЛАГОДАРЯ 100 ТЫСЯЧАМ ПОДПИСЕЙ ДОБИЛИСЬ АРЕСТА
Дело Карины Залесовой прогремело на всю Россию после публикации «Комсомольской правды». Школьницу нашли зарезанной 28 августа 2015 года в коттедже бизнесмена Игоря Конькова. Подозреваемый - его сын Матвей, который в тот день праздновал свое 16-летие. С Кариной у подростка были отношения, но парочка то сходилась, то расходилась, последнее время ребята не общались. Девочка признавалась подругам, что Матвей пугает ее своим поведением: «Он ведет себя просто гиперагрессивно». Мог ударить или написать, что вскроет Карине горло. Оказалось, не врал.
В свой день рождения он пригласил ее к себе, шантажируя тем, что хочет покончить с собой. А когда гостья поднялась к нему в комнату, взялся за нож. Следователи насчитали на школьнице не менее 25 ножевых ранений! После убийства именинник вымыл пол, переоделся в чистую одежду и... выпил чаю. Затем позвонил своему другу:
- Ты знаешь, а мне понравилось убивать.
Приехавшие родители Матвея долго тянули с вызовом «Скорой» и полиции. Отец-бизнесмен позже признавался вЖЖ, что первые мысли были: скрыть преступление. Он пытался всех убедить, что это было «двойное самоубийство», мол, подростки так договаривались - сначала Матвей убьет Карину, потом себя. Но повеситься у парня не получилось.
Матвея тогда посадили под домашний арест, будто он не человека зарезал, а стекло в школьной раздевалке разбил. Только после акций протеста общественников, репортажей журналистов и петиции, которая собрала 100 тысяч подписей,
домашний арест отменили. Матвея отправили в СИЗО. Началось разбирательство.
- Было допрошено более 50 свидетелей, в том числе сверстники, одноклассники обвиняемого и педагоги, - говорит старший помощник руководителя СКР по Новосибирской области Анастасия Кулешова.
Кроме этого было три судебные экспертизы. В Новосибирске ответить на вопрос о том, вменяем ли подросток, не смогли, в институте Сербского дали ответ только со второго раза. Отморозка признали с отклонениями, но все-таки вменяемым.
АДВОКАТ УБИЙЦЫ НЕ ВИДИТ «ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТИ»
Следователи сначала работали по этому делу будто нехотя. Телефон погибшей девочки изъяли только на пятый день после убийства. Причем в нем был вырван слот с сим-картой. Ботинки школьницы и вовсе до февраля стояли в коттедже, где с ней расправился сверстник. Вот такое отношение к вещдокам. Матвей сам рассказывал другу, как Карина мучилась и уже с перерезанным горлом умоляла ее не убивать. Родители девочки настаивали, чтобы отморозка судили по статье не просто «Убийство», а «Убийство с особой жестокостью». Это стало возможно только после вмешательства Александра Бастрыкина - глава СКР России принял Сергея и Юлию Залесовых, отчитал подчиненных, и дело ушло в суд все-таки не как рядовое убийство. Кстати, с этим до сих пор не согласна адвокат Матвея.
- Приговор был предсказуем, - говорит адвокат Ирина Нохрина. - По наказанию мы его обжаловать не будем. Но будем обжаловать квалификацию содеянного, поскольку считаем, что квалифицирующего признака «особая жестокость» нет. На наказание это никак не повлияет, просто это наша принципиальная позиция.
Впрочем, причину «принципиальности» быстро разоблачили коллеги Нохриной. Оказывается, по статье «Убийство с особой жестокостью» шансы на УДО очень малы. А до условно-досрочного Матвею осталось меньше пяти лет (УДО возможно только после отбытия 2/3 наказания, 14 месяцев подросток уже отсидел в СИЗО).
- Они также понимают, что изменение квалификации автоматически повлечет и изменение срока наказания, - считает адвокат Залесовых Денис Садовский. - Я считаю, что 9 лет - это адекватный срок.
Впрочем, пока шло следствие и суд по этому делу, общественники неоднократно возмущались мягкостью закона к несовершеннолетним, да и сам Матвей, говорят, рассчитывал на снисхождение, перед убийством проштудировав Уголовный кодекс, согласно которому он еще «маленький»...
* Имя несовершеннолетнего изменено в соответствии с законодательством.
Что ждет подсудимого после приговора? Где ему предстоит отбывать наказание, и в каких условиях? Как родители изверга будут отвечать по материальному иску? Об этом подробно поговорим в эфире Радио «Комсомольская правда» - Новосибирск» 31 октября в 19.05 по местному времени (15.05 мск). Слушать можно на волне 98,3 FM, либо онлайн на странице www.nsk.kp.ru/radio
Фотография Группа поддержки ВКонтакте Группа поддержки в Фейсбук
Виктория Минаева, Вадим Алексеев, "Комсомольская правда" в Новосибирске, 31.10.2016
"Пётр и Патрик": Дело об убийстве Карины Залесовой - публикации по теме