Год выпуска: 1990 Режиссер: Джим Шеридан Сценарий: Джон Кин, Джим Шеридан Оператор: Джек Сонрой В ролях: Ричард Харрис, Шон Бин, Фрэнсис Томелти, Бренда Фриккер, Джон Херт, Рут МакКейб, Джер О'Лири, Ноэль О'Доннован, Джон Коули, Ронан Уилмот
По пьесе Джона Кина.
Композитор - Элмер Бернстайн
Оскар, 1991 год в номинации: Лучшая мужская роль - Ричард Харрис (1 октября 1930, Лимерик, Ирландия - 25 октября 2002, Лондон, Англия, Великобритания), Золотой глобус, 1991 год в номинации: Лучшая мужская роль (драма) - Ричард Харрис, Награда Британской академии, 1991 год в номинации: Лучшая мужская роль второго плана - Джон Херт (22 января 1940, Честерфилд, Англия).
Ирландский режиссёр Джим Шеридан (6 февраля 1949, Дублин, Ирландия) ко времени выхода "Поле" был известен качественной драмой "Моя левая нога" о разбитом параличом человеке, выучившемся писать пальцами левой ноги (сценарий - Кристи Браун, Shane Connaughton, Джим Шеридан). За этот фильм исполнитель главной роли Дэниэл Дэй-Льюис был удостоен Оскара, Золотого глобуса и приза Британской академии. Бренда Фриккер, которая будет играть и в "Поле" Шеридана, была награждена Оскаром за лучшую женскую роль второго плана. А сам режиссёр и его фильм "Моя левая нога" вошли в список оскаровских номинаций. После "Поля" Шеридан ставит такие масштабные картины, как драма "Во имя Отца" (1993, выдвинут на премии Оскар, Золотой глобус, Британской академии по многим номинациям, лауреат Берлинского кинофестиваля) также с Дэниэлом Дэй-Льюисом о действительно имевшей место истории молодого ирландца, безвинно осуждённого на пожизненный срок, спортивная драма "Боксёр" (1997, в главной роли - Брайан Кокс) о судьбе освободившегося из заключения Дэнни Флина (победитель Берлинского кинофестиваля), снятая в 2002 году по фактам из жизни самого Шеридана мелодрама "В Америке" (номинации на Оскар и Золотой глобус) о переселении из Ирландии в Америку целой семьи, военная драма "Братья" (2009) с Джейком Джилленхолом, Натали Портман и Тоби Магуайром.
Фильм "Поле" вышел в 1990 году по адаптированной для экрана книге Джона Кина о ирландцах, переживших страшный голод 1845-1849 годов (ирл. An Gorta Mór, англ. Great Famine, Ирландский картофельный голод) и оставшихся на своей земле. По молчаливой версии ирландцев голод был спровоцирован англичанами, ещё в 11 веке начавшими завоёвывать свободную Eire.
Гордые кельтские племена яростно противостояли захватчикам вплоть до обретения долгожданной независимости (только в 1949 году!). Но в 1801 году Ирландия стала частью Великобритании, почти все земли острова были разделены между богатыми английскими землевладельцами, которые также заседали в обеих палатах общего Парламента. Большинство ирландцев, не эмигрировавших в другие страны, были коттерами - вели на арендованных у англичан исключительно мелких наделах своё допотопное хозяйство. Основной выращиваемой культурой для скота и чуть ли не единственным продуктом питания самих полунищих ирландцев являлся картофель. В 1845 году картофельные плантации поразил грибок Phytophthora infestans, вызывающий фитофтороз - картофельную гниль. Была ли растительная эпидемия сознательно занесена англичанами для расправы с докучливыми ирландцами - никто никогда не узнает. В защиту англичан можно сказать, что за века совместной жизни происходило смешение обеих наций. Возвращаясь к картофельной инфекции - при такой болезни вирус передаётся с водой через почву к здоровым растениям. Клубни гниют прямо в земле или в хранилищах. Все поля были засажены одним сортом картофеля, поэтому пострадал весь урожай в стране. На следующий 1846 год пришлось засевать зараженные клубни или низкокачественный семенной картофель. Это привело к новым неурожаям.
В помощь английским землевладельцам ещё с начала 19 века были установлены хлебные законы, по которым с вывозимого, а затем с ввозимого в страну хлеба взимались хлебные налоги. Цены на хлеб росли, это непомерным грузом ложилось на плечи мелких хлебопашцев. Лига против хлебных законов добилась их отмены в 1846 году. Землевладельцы стали терпеть убытки и повысили арендную плату. Обессиленные от картофельного голода ирландцы теперь уже совсем не в состоянии были платить так высоко за аренду своих жалких наделов: они сгонялись с земли, становились бродягами, шли в города. Но в городах из-за неурожаев было не лучше, чем в деревнях. Из-за нищеты, голода начались эпидемии - сыпного тифа, дизентерии и цинги. Холера в 1849 году унесла 36 тысяч жизней.
Некоторые государственные учреждения занимались благотворительностью. Один английский землевладелец на свои деньги отправил в эмиграцию три корабля со своими земледельцами. Но это были единичные случаи. Английское правительство устраивало работные дома, нанимало выносливых бедняков для строительства дорог. Но во время исключительно холодной для Ирландии зимы 1846-1847 года все работы на открытом воздухе остановили.
За годы голода пять тысяч кораблей с ирландцами доплыли до Америки и Канады. Эти переполненные голодающими корабли называли плавучими гробами. Из 100 000 их пассажиров примерно 16 000 умерли в пути или по прибытии к месту назначения. К началу голода в 1841 году численность населения Ирландии составляла 8 178 000 человек, к 1901 году - 4 459 000. И после 1848 года в Ирландии ещё случались неурожаи и даже фитофтороз - но уже не принимали таких чудовищных форм. Правительство аннулировало прежние задолженности. Пережившие все тяжкие, но оставшиеся со свободным духом на своей земле - ирландцы опять поднимали головы. Земли же их, как и раньше, принадлежали англичанам.
Пережившим голод, бесконечные лишения, но не смирившимся ирландцам посвящён этот фильм.
В главном герое живёт болезненная преданность земле. По официальному закону эта земля даже принадлежит не ему - одной вдове-чужеземке. Он - бедняк, арендатор, но он собственными руками вырастил здесь сад, лелеет каждую травинку, и на этой земле от голода умерла его мать, тайна окутывает гибель его сына. Другого сына он воспитывает работой, прививает любовь к этому священному клочку земли его предков. Но сыну земля не нужна, ему нужна свобода и любовь к девушке-кочевнице. Эти путешественники (travellers, tinkers, pavees) - потомки выгнанных с земли ирландцев, а, может, наоборот, обнищавших солдат Кромвеля, люто ненавидимых ирландцами, а, может, это просто цыгане, когда-то давно перебравшиеся сюда с континента, скорее, и то, и другое, и третье - коневоды, музыканты, бродячие кузнецы. Её отец - кожевник. Они кочуют по стране в кибитках, как самые настоящие цыгане, поют песни на гаэльском и считают себя богаче полунищих оседлых ирландцев, кровью и потом удобряющих арендованную землю. У travellers есть свобода и есть вся земля - Ирландия.
Отец не допустит женитьбы сына на голодранке. У неё нет земли и денег, чтобы землю купить. Невеста не представляет ценности. Но что можно сделать, если мир рушится под ногами? Если у самого отбирают землю? Виновника можно убить и дать за это ответ перед Богом, наедине - ты и Он. Или нельзя? Тогда, если земля - ничто, если отцы лгут, если жалкий городской сноб в модном пальто ВПРАВЕ распоряжаться твоей землёй, пропитанной отеческой кровью, то... Но у отца сноба тоже была когда-то земля. Он - из тех эмигрантов: голод и англичане выгнали ихиз Ирландии. Он не сдался, сумел выстоять на чужой земле. Его сын стал богатым и приехал восстанавливать корни, хочет купить участок примерно там, где когда-то жил отец.
Земля или Бог? Язычество в этой стране только подёрнуто пеленой христианства - звучит в фильме. Нет, совсем не так. Бог - земля? Нет, Он - везде, Он - в вышине, когда я разговариваю с Ним, стоя на родной земле, глядя на безбрежный океан, после всех моих грехов, за которые только я самолично дам ответ. Священник не поможет: он - фарисей (странная мысль для ирландца). Он закрывает двери храма, когда человек больше всего нуждается в помощи. Священники не умирали во время голода в Ирландии.
Только я сам. Больше ничего не остаётся. После всего совершённого, после гибели самых близких, когда ничего не осталось, кроме вожделенной земли, пойму, что жил для земли, и надеялся, что Бог будет потакать мне в этом. Но это пойму я сам, и сам приму расплату.