На снимке: Блокадная фотография
Снятию вражеской Блокады Ленинграда посвящается
Не секрет, что люди миллиард лет живут на территориях своих же кладбищ. Кто-то где-то когда-то всяко был похоронен. И мы не знаем, над кем топчем нашу землю. Разница заключается лишь в отношении людей к такому факту.
Ирландия, в силу своей величины и особенностей развития, представляет собой наглядную картину достойного "сосуществования" умерших и живых ирландцев. Сам по себе кельтский крест являет символический памятник великой истории Зеленого Острова, и уважение к своей славной истории ирландцы демонстрируют весьма практическим образом.
Вся их страна уставлена крестами. Крест обозначает связь языческих верований отцов и христианства, связь земли и неба, свидетельствует о бережном отношении к родным гробам. Фантастически торжественное место Ирландии Клонмакнойс (Cluain Mhic Nóis, "земля сыновей Носа") являет собою древнейшее святилище и древнейшее кладбище одновременно, как и первая человеческая обсерватория в Ньюгрейндж (Sí an Bhrú, "новый хутор", 2500 лет до нашей эры).
В Ирландии и не существует особенного разделения на кладбища и места для жизни: древние кресты, доисторические руины соседствуют с современными (и не очень современными) жилыми домами. Как известно, на Изумрудном острове мусора не бывает или он сразу убирается, поэтому исторические кладбищенские памятники находятся в идеальном состоянии "древних руин". И нет большой разницы в посещении западных скал Cliffs of Moher, как памятника природы, или древнего города Cashel, как памятника человеческой жизни.
В России кладбища - это особая и совсем непопулярная тема. Здесь кладбища - зачастую жуткие места с разломанными, от старости или от рук человеческих, крестами и памятниками тем, кого уже мало кто помнит, помнить не хотят. Российские кладбища - это места "зашибания деньги" кладбищенскими работниками, места языческих тризн на православную Пасху. Есть в русских кладбищах и что-то очень милое русскому сердцу, но в то же время совершенно непонятное сердцу иностранному. Так, если в Ирландии турист при виде древнего креста щелкает фотоаппаратом, в России чужестранец никогда даже не ступит на огороженную кладбищенскую землю. И дело тут не в неуважении к ушедшим русским, а в отношении самих россиян к памяти о своих ушедших поколениях.
Наглядный пример мы видим в Питере. Немногие знают, что на месте нынешнего развлекательного "Парка Победы" в Санкт-Петербурге (бывшем Ленинграде) во времена Блокады находился кирпичный завод. Построили его ещё до Великой Войны (1941-1945), на пустыре.
8 сентября 1941 года Ленинград был заключен в кольцо гитлеровских войск. Связь с Большой Землей осуществлялась редко и только по льду Ладожского озера. В течение 900 дней Блокады ленинградцы мужественно боролись с голодом.
В первый же год, проведенный в фашистском кольце, в Ленинграде умерло огромное количество народу. Трупы на санках везли к кладбищу, но люди, пытающиеся исполнить последний долг перед своими родственниками, сами часто умирали по дороге. Незахороненные тела погибших лежали ничейные, их некому было доставлять до последнего пункта назначения.
Руководство блокадного города предприняло срочные меры. Был издан тайный указ: Кирпично-пемзовый завод №1 города Ленинграда переоборудовать в крематорий. Наняли людей, которые принялись объезжать город с целью собрать трупы, наняли людей, которые сжигали останки. Роль таких санитаров выпала молодым девушкам: мужчины были на войне, старые люди уже не могли двигаться. Девушки-ленинградки разгружали грузовики, клали тела в вагонетки, когда-то предназначавшиеся для кирпичей.
Прах развеивали по ветру, и он падал либо в пруд, сохранившийся до наших дней, либо на землю теперешнего парка.
К середине блокадного времени крематорий поглощал по 800 почивших ленинградцев в день.
После Победы в Великой Отечественной оставшиеся в живых горожане сами вырастили на этом месте парковый лес. Очевидцы рассказывают, как люди сажали кустики и молодые деревца, прикрепляя к ним бирки с именами своих отцов, матерей, жен, мужей, детей и друзей.
По словам блокадников, этот парк по силе скорби - вторая Пискаревка. Почему со временем начисто забыли о сотнях тысяч героев, похороненных здесь - неизвестно.
В девяностые годы православные активисты образовали движение, которое добилось установки мемориальных памятников и сноса торговых рядов, в изобилии расположившихся на месте памяти и скорби. С большим трудом, но все-таки отвоевали постройку небольшой часовни.
В настоящее время на месте кирпичного завода, то есть блокадного крематория, находится здание метрополитена. Оно расположено практически у порога в крематорий. В Парке Победы установлены увеселительные аттракционы, горожане катаются на лодочках и лошадках. В пруду с прахом блокадных ленинградцев купается "клуб моржей". "Ненапряжно", - бросает один из моржей в ответ на сообщенную ему новость о том, где именно он совершает свой очередной заплыв.
Блокадники говорят, что Парк Победы - это не кладбище, это место для спокойного отдыха и почитания памяти героев войны. Но в России кладбище ассоциируется с ужасным местом ненужной скорби, разгула местных маньяков и вандалов. Поэтому кладбища стараются стереть с лица земли, заводными мелодиями аттракционов заглушить самую память о своих же земляках. Поколения тогда и теперь, у нас и в Ирландии. Что их роднит? Только не память о своей земле.
О. Кушнир, "Пётр и Патрик", 27.01.2013
Говорят 14-летние:
Аттракционы на кладбище, 27.01.2013
Кельтские кресты Ирландии
Наша подписка:
ИРЛАНДСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР: В ЦЕНТРЕ ОГНЯ (подписка!)
Приглашаем торжественно отметить самый ирландский день в году!
Наша поездка в Ирландию: 13 - 18 марта 2013 года - срочная запись