ПОЭТЫ ХОДЯТ ПЯТКАМИ ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА И РЕЖУТ В КРОВЬ СВОИ БОСЫЕ ДУШИ!
В.С. ВЫСОЦКИЙ
"Есть у нас такой спектакль "Пугачёв", действие происходит на берегу реки Яик. "Пугачёв" - это драматическая поэма Есенина. И у нас нет никакого берега реки, никаких степей прибрежных. А есть помости из грубо струганых досок, который опускается вот так вот вниз к авансцене, к зрителям. А впереди стоит плаха, и в неё воткнуты два топора. Иногда эта плаха трансформируется, накрывается золотой парчой, превращается в трон, а топоры превращаются в подлокотники трона. На этот трон садится императрица и ведёт диалог с двором". Вл. Высоцкий.
"Галилей в конце жизни сидит. К нему приходит его ученик, которого звать Сарти. И Сарти говорит, что вы правы были, что вы отреклись, зато вы продолжали заниматься наукой. Наука ценит только одно мерило - вклад в науку. Галилей: "Нет, дорогой мой Сарти. Даже несмотря на моё нынешнее положение я всё-таки чувствую себя способным дать вам несколько указаний о том, что имеет отношение к науке, которой вы себя посвятили. В свободные часы, а у меня теперь их много, я размышлял над тем, что со мной произошло, и думал о том, как должен будет расценить это мир науки, к которому я себя уже не причисляю. Даже торговец шерстью должен думать не только о том, чтобы самому подешевле купить или подороже продать, но ещё и о том, чтобы вообще беспрепятственно могла вестись торговля шерстью. Поэтому научная деятельность, как мне представляется, требует особого мужества. Наука распространяет знания, добытые с помощью сомнений, добывая знания обо всём и для всех, она стремится всех сделать сомневающимися. Но правители погружают большинство населения в искрящийся туман суеверий и старых слов, туман, который скрывает тёмные делишки власть имущих. Наше новое искусство сомнений восхитило тысячи людей. Они вырвали из наших рук телескоп и направили его на своих угнетателей. И эти корыстные насильники, жадно присваивающие плоды научных трудов, внезапно ощутили на себе холодный, испытующий взгляд науки. Они осыпали нас угрозами взятками, перед которыми не могут устоять слабые души. Но можем ли мы отречься от большинства и всё-таки оставаться учёными? НЕпостижимы движения тех, кто властвует над людьми! Благодаря сомнению выиграна борьба за право измерять небо, но благодаря слепой вере римская хозяйка всё ещё проигрывает борьбу за молоко! Придёт время, и вы откроете всё, что может быть открыто. Но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества, и постепенно пропасть между вами и человечеством станет настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем: "Ужас!" Самое главное, Сарти, я понял, мне никогда не грозила настоящая опасность. Одно время я был также силён, как власти. Но я отдал своё знание власть имущим, чтобы те их употребили или не употребили, или злоупотребили ими, как им заблагорассудится, в своих собственных интересах. Я предал своё призвание. И человека, который совершил то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей науки". Вл. Высоцкий.
Ни единого слога не лгу, не лгу, Он был чистого слога слуга, слуга. Он писал ей стихи на снегу, на снегу. К сожалению, тают снега, снега.
Но тогда ещё был снегопад, снегопад. И свобода писать на снегу.
"Время было жестокое. Люди ели мясо с ножа, спали на шкурах. Вообще это человек, который был готов на трон. Если бы так не повернулась судьба, если б он не был на этом стыке времён, если бы он не был в университете, если б не случилась вот такая странная история, он бы, вероятно, был бы прекрасным королём. Может быть, его бы любили свои подданные. Во всяком случае он был воспитан в очень жестокий век, поэтому в нём очень много намешано. С одной стороны, в нём кровь отцовская, всей этой семьи, которая была довольно жестокой, потому что ведь отец его убил на дуэли отца Фортинбраса. Там просто решались вопросы. Он вызвал его на бой и в честном бою его убил. Но Гамлет уже побыл в университете и был заражён студенческим воздухом. А потом вообще он начал задумываться о смысле жизни. Мне так кажется, что он один из первых людей на земле, который так всерьёз задумывался о смысле жизни. Поэтому поступки его, трактовка роли самой она и состояла, пожалуй, из этих двух, центральных компонентов - то, что касается его воспитания, его жизни, крови его, зова крови, характера, и то, что касалось его, как человека, который уже давно перешёл через этот Рубикон, и совсем думает не как они. И он ненавидит всё, что делают вокруг вот в этом Эльсиноре все придворные, как живёт его дядя, король, как живёт его мать, как живут его бывшие друзья. А поступать как с этим - он не знает. И методы его - абсолютно такие же, как у них, хотя он и думает, возможно или невозможно убить, и очень часто об этом задумывается. Но всё-таки в результате он убивает, а ничего другого не может придумать".
Быть или не быть - вот в чем вопрос. Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы Иль нужно оказать сопротивленье? Восстать, вооружиться, победить Или погибнуть, умереть, уснуть? И знать, что этим обрываешь цепь сердечных мук И тысячи лишений, присущих телу! Это ли не цель, что всем желанна - Умереть, уснуть, уснуть? И видеть сны?.. Вот и ответ. Какие ж сны в том смертном сне приснятся, Когда покров земного чувства снят?! Вот и разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет! А то кто снес бы ложное величье правителей, Невежество вельмож, всеобщее притворство, Невозможность излить себя, несчастную любовь И призрачность заслуг в глазах ничтожеств - Когда так просто сводит все концы удар кинжала! Кто бы согласился, кряхтя, под ношей жизненной плестись, Когда бы неизвестность после смерти, Боязнь страны, откуда ни один не возвращался, Не склоняла воли - Мириться лучше со знакомым злом, Чем бегством к незнакомому стремиться!.. Так всех нас в трусов превращает мысль, И вянет, как цветок, решимость наша В бесплодье умственного тупика, Так погибают замыслы с размахом, В начале обещавшие успех, От промедленья долгого! Но тише, Тише, Тише....
Монолог Гамлета: Шекспир в переводе БорисаПастернака, адаптированный для спектакля на Таганке.