"Христианство и буддизм". Лекция Архимандрита Ианнуария (Ивлиева) прочитана 25 марта 2011 года в Просветительском центре Хрима Феодоровской Иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Записано Константином Кутузовым.
"С одной стороны "вода", материя, действительность (1), с другой стороны - воздух, как некая духовность, сознание (2). Они противоположны друг другу как материализм и идеализм. Одно другое отражает как в зеркале. А где зеркало? А зеркало - это поверхность, Я (3). Одни люди больше ориентированы на действительность (1), другие - на сознание (2), а есть Восток, даосизм, дзен-буддизм, который ориентирован больше в сторону спонтанной личности, для которой нет ничего противоположного, нет никакой мистики (3). Мистика есть у индусов - йога, мистика есть у христиан, у мусульман - духовные практики. Но для дзен-буддистов чайная церемония столь же религиозное действие, как созерцание цветущей сакуры, падающих лепестков в Японии.
Бог устроил человечество таким образом, что в нём выражается одна из трёх возможностей бытия человеческого, конечно, не отрицая и остальные, потому что в каждой есть и то, и другое, и третье, но куда-то больше человек ориентирован. В Христианстве, которое больше ориентировано в область динамическую, в действительность, в нём тоже есть три разных направления: католичество больше ориентировано в материальную сферу - римское католичество, с его экспансией, с миссией по всему миру, православие более ориентировано в сферу сознания, в созерцание (ближе к Индии). И, наконец, направления, которые больше подчёркивают человеческую личностную природную свободу и спонтанность - протестантизм. Такой взгляд на мир основан на христианском учении о Боге-Троице. Троичность отражается повсюду, во всём мире, и в человечестве, и в каждом отдельном человеке, и в любом обществе, как в капельках воды Троица отражается повсюду. Вот этого ничего нет в других направлениях, не возникло. Они были тупиковыми в этом смысле. И здесь Христианство превосходит все направления. Было язычество, и возникает буддизм, и дальше всё. Было язычество, возникает даосизм или в его довольно утончённой форме гибрида с буддизмом - дзен-буддизм. Христианство - наивысшая форма, если говорить исторически, хронологически, из всех возникших религий. Зачем мне, нашедшему жемчужину христианства, менять её на что-то другое? Камешки, которые её окружают, тоже по-своему хороши и тоже как-то блистают, но не так, как она. Христианство - это очень высокая религия, это религия монотеизма, которая существовала уже полторы тысячи лет до того, как пришёл Иисус Христос. И почти две тысячи лет до того, как пришёл Мухаммед, религия, имеющая глубочайшие корни. Язычество родило монотеизм, а уже монотеизм в своей самой развитой форме получил божественное откровение в Лице Иисуса Христа. И так возникает новая религия, как вершина Ветхого Завета - Новый Завет. Буддизм также вырастает и возникает из язычества, древних индийских очень развитых языческих религий. Но было это в 6 веке до Рождества Христова. Ни буддизм ни даосизм не испытали на себе того преображения, какое испытал Ветхий Завет в Новом Завете".